аннотация к программе изо 5 классы

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне
основного общего образования составлена в соответствии с требованиями,
утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство»
для
учащихся 5 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов и материалов:
− федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №
273-ФЗ (п.6 ст.28);
− федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»);
− примерной рабочей программы по изобразительному искусству на уровне
основного общего образования для 5-9 классов общеобразовательных
организаций
(одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
− программы «Изобразительное искусство» для обучающихся 5-7 классов
общеобразовательных школ авторов: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А.
Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:
•
•
•
•
•
•

реализация фактора общего и эстетического разностороннего художественнотворческого развития учащихся;
формирование целостного, гармоничного восприятия мира;
воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия
произведений разных видов искусства;
воспитание этических и нравственных чувств, любви к родной природе, уважения к
культуре народов многонациональной России и других стран, освоение учащимися
изобразительной грамоты и развитие визуального мышления;
активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в
творчестве;
развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в
общении с искусством.

Изучение изобразительного искусства направлено на решение следующих задач:
•
•

•
•

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности
проявить себя в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие
способности
к
эмоционально-чувственному
и
осознанномотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных
видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого
потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной
деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и приёмов работы с
различными художественными материалами, инструментами, техниками;
овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного
искусства, языком графической и изобразительной грамоты и художественными
материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном

творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их
возрастными интересами и предпочтениями;
•
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение
знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа,
составляющем.
С учётом программы воспитания МОУ ЧСОШ №1, в программе отражается
реализация воспитательного потенциала урока изобразительного искусства, который
предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной
на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:
✓ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения;
✓ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего
материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
✓ применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
✓ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании
отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа, 1 час в
неделю.
Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. — М.:Вентана-Граф.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства

воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной
художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа.
2. Гражданское воспитание
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются
задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство
личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык,
развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное
искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства,
углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует
пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных
эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих
художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности,
способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности.
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого
составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной
сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания
обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному
искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к
миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни.
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание
чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий:
прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство
понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной
среды постоянного поискаидеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле.
Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития
социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных
ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их
пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого
общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной
к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию.
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным
искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в
соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается
эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности
развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при
выполнении заданий культурно-исторической направленности.
6. Экологическое воспитание
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её
образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе.
7. Трудовое воспитание

Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует
такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими
руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его
оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта.
Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики
трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы,
работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы.
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение
организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть
активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления
пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды,
календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам
образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное
воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие
жизни школьниками.
Метапредметные результаты 5 классов:
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
• сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
• характеризовать форму предмета, конструкции;
• выявлять положение предметной формы в пространстве;
Базовые логические и исследовательские действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры;
• сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности;
Работа с информацией:
• использовать электронные образовательные ресурсы;
• уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
• Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор
— зритель), между поколениями, между народами;
• воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на
восприятие окружающих;
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
• уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя
порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым
материалам;
Самоконтроль:
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата;
• Эмоциональный интеллект:
• развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к
пониманию эмоций других;
• признавать своё и чужое право на ошибку.

Предметные результаты
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»:
• характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение
традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать
декоративные изображения на основе русских образов;
•раскрывать смысл народных праздников и обрядов, их отражение в народном искусстве и
в современной жизни;
• создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
• определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
• создавать самостоятельные варианты орнаментального построения композиции с опорой
на народные традиции (вышивки, росписи);
•создавать эскизы народного традиционного (праздничного) костюма, его отдельных
элементов в цветовом решении;
•умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами
декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для
данного возраста уровне);
• выстраивать декоративные, орнаментальные композиции по мотивам народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе
ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
• создавать декоративные стилизованные изображения на основе природных мотивов;
•владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы,
объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или
объёмных декоративных композиций;
•характеризовать особенности построения народного орнамента; создавать свои варианты
орнамента, используя народные традиции;
•различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства
•различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов
России;
•находить общие черты в решении формы конструктивных декоративных
изобразительных элементов используемого материала в произведениях народных и
современных промыслов;
•различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
• активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные
материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы,
окружающего мира, технологии и др.);
•владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою позицию в
процессе изучения изобразительного искусства;
• различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознавать
общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»:
• называть пространственные и временные виды искусства и объяснять различие между
ними;
•классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для
анализа развития искусства;
•создавать художественные образы, используя разные выразительные возможности
художественных материалов;
• создавать плоскостные силуэтные изображения обычных, простых предметов;
•изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических
фигур;
• создавать линейные изображения геометрических тел с натуры, в том числе натюрморт;

•передавать объём на плоскости изобразительными средствами (живопись, графика);
•передавать форму, пропорции простых геометрических тел с натуры;
•создавать наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки;
•рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве;
•владеть элементарными способами построения композиции как целостного и образного
строя произведения (понимать роль формата и размера изобразительной плоскости,
соотношение целого и детали, значение каждого изображаемого предмета (фрагмента) в
раскрытии замысла композиции);
•использовать в работе разные художественные материалы: краски (гуашь, акварель),
графические материалы (карандаши простые и цветные, тушь, пастель, восковые мелки,
фломастеры и др.), пластилин и глину, готовые объёмные формы; применять коллажные
техники;
•использовать в качестве средств выражения при создании объёмных работ соотношения
пропорций, освещение, цветовые отношения (изображения с натуры, по представлению,
по памяти);
•строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
•характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного
искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства;
•передавать с помощью света характер формы и настроение в композиции натюрморта;
•владеть опытом создания натюрморта графическими средствами и простой гравюры с
помощью наклеек на картоне;
•выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета;
•различать и характеризовать виды портрета;
• понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
• пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
• видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер
освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по
памяти;
•называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и
определять их произведения.
• понимать специфику изображения в полиграфии;
• различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.;
• различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
•называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков;
•называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры
русских художников XVIII—XIX веков;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять
скульптурные памятники;
•применять творческий опыт разработки художественного проекта — создания
композиции на определённую тему;
•узнавать и элементарно описывать различные стили и направления в изобразительном
искусстве;
• соотносить наиболее известные стили в искусстве с конкретным историческим
периодом: Древний мир, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время,
Новейшее время;
• выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII
века;
• узнавать, характеризовать, находить черты художественных направлений в искусстве
XIX и XX веков;
• узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
• узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве
и время их развития в истории культуры;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы;
•понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн.
Авангард. Сюрреализм;
• называть имена российских художников (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В.
Добужинский).
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»:
• владеть приёмами передачи наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения в композиции;
• различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
• характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;
• рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании целостного
образа народа и образа национальной истории;
• называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их
наиболее известные произведения;
• высказывать своё мнение о роли монументальных памятников в жизни общества;
• рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой
Отечественной войны;
•описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвящённые Великой Отечественной войне;
• анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного
искусства XX века;
• владеть культурой зрительского восприятия;
•характеризовать и анализировать основные этапы развития и истории архитектуры и
дизайна;
•понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
•называть особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох;
• понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
• различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
• характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
•представлять
и
использовать
в
практической
деятельности
особенности
формообразования — объёмные формы в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги,
картона, пластилина);
•ориентироваться в разнообразии стилей и направлений живописи и архитектуры XVIII—
XIX веков;
• использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве
и архитектуре XVIII—XIX веков;
• характеризовать признаки и особенности московского барокко;
• называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков и
характеризовать их произведения;
• активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать
разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть
целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
• называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и
определять памятники монументальной скульптуры;
• характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф. О. Шехтель. А. Гауди.
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный):
•понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
• понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

• понимать изобразительную природу экранных искусств;
• характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
• называть имена мастеров российского кинематографа. С. М. Эйзенштейн.
А. А. Тарковский. С. Ф. Бондарчук. Н. С. Михалков;
• понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».