Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для учащихся 5 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: − федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п.6 ст.28); − федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); − примерной рабочей программы по изобразительному искусству на уровне основного общего образования для 5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.); − программы «Изобразительное искусство» для обучающихся 5-7 классов общеобразовательных школ авторов: Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей: • • • • • • реализация фактора общего и эстетического разностороннего художественнотворческого развития учащихся; формирование целостного, гармоничного восприятия мира; воспитание эмоциональной отзывчивости и способности адекватного восприятия произведений разных видов искусства; воспитание этических и нравственных чувств, любви к родной природе, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран, освоение учащимися изобразительной грамоты и развитие визуального мышления; активизация самостоятельной творческой деятельности и потребности в творчестве; развитие интереса к разным видам художественного творчества и потребности в общении с искусством. Изучение изобразительного искусства направлено на решение следующих задач: • • • • воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству, потребности проявить себя в нём, формирование художественных и эстетических предпочтений; развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанномотивированному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства, развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности; освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративноприкладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и приёмов работы с различными художественными материалами, инструментами, техниками; овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической и изобразительной грамоты и художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве представления учащихся об окружающем мире в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями; • развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем. С учётом программы воспитания МОУ ЧСОШ №1, в программе отражается реализация воспитательного потенциала урока изобразительного искусства, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: ✓ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения; ✓ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; ✓ применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; ✓ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения. Учебным планом на изучение изобразительного искусства отводится 34 часа, 1 час в неделю. Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. — М.:Вентана-Граф. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: 1. Патриотическое воспитание Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественно-практической деятельности обучающегося, который учится чувственноэмоциональному восприятию и творческому созиданию художественного образа. 2. Гражданское воспитание Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи социализации и гражданского воспитания школьника. Формируется чувство личной причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения. В рамках предмета «Изобразительное искусство» происходит изучение художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные чувства обучающихся. Предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной ответственности. 3. Духовно-нравственное воспитание В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира учащегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и члена общества. Ценностноориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни. 4. Эстетическое воспитание Эстетическое (от греч. aisthetikos — чувствующий, чувственный) — это воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое, комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды постоянного поискаидеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию. 5. Ценности познавательной деятельности В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи воспитания наблюдательности — умений активно, т. е. в соответствии со специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий культурно-исторической направленности. 6. Экологическое воспитание Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, воспитывается в процессе художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой работе. 7. Трудовое воспитание Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической (не теоретико-виртуальной) работы своими руками, формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления, удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде — обязательные требования к определённым заданиям программы. 8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация пространственной среды школы. При этом школьники должны быть активными участниками (а не только потребителями) её создания и оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся, как и сам образ предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций и восприятие жизни школьниками. Метапредметные результаты 5 классов: 1. Овладение универсальными познавательными действиями Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей: • сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям; • характеризовать форму предмета, конструкции; • выявлять положение предметной формы в пространстве; Базовые логические и исследовательские действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры; • сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности; Работа с информацией: • использовать электронные образовательные ресурсы; • уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками; 2. Овладение универсальными коммуникативными действиями • Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами; • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих; 3. Овладение универсальными регулятивными действиями Самоорганизация: • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам; Самоконтроль: • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; • Эмоциональный интеллект: • развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других; • признавать своё и чужое право на ошибку. Предметные результаты Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»: • характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов; •раскрывать смысл народных праздников и обрядов, их отражение в народном искусстве и в современной жизни; • создавать эскизы декоративного убранства русской избы; • определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства; • создавать самостоятельные варианты орнаментального построения композиции с опорой на народные традиции (вышивки, росписи); •создавать эскизы народного традиционного (праздничного) костюма, его отдельных элементов в цветовом решении; •умело пользоваться языком декоративноприкладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); • выстраивать декоративные, орнаментальные композиции по мотивам народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов; • создавать декоративные стилизованные изображения на основе природных мотивов; •владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; •характеризовать особенности построения народного орнамента; создавать свои варианты орнамента, используя народные традиции; •различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства •различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России; •находить общие черты в решении формы конструктивных декоративных изобразительных элементов используемого материала в произведениях народных и современных промыслов; •различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России. • активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); •владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою позицию в процессе изучения изобразительного искусства; • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства. Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»: • называть пространственные и временные виды искусства и объяснять различие между ними; •классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства; •создавать художественные образы, используя разные выразительные возможности художественных материалов; • создавать плоскостные силуэтные изображения обычных, простых предметов; •изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур; • создавать линейные изображения геометрических тел с натуры, в том числе натюрморт; •передавать объём на плоскости изобразительными средствами (живопись, графика); •передавать форму, пропорции простых геометрических тел с натуры; •создавать наброски, зарисовки, краткосрочные рисунки; •рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве; •владеть элементарными способами построения композиции как целостного и образного строя произведения (понимать роль формата и размера изобразительной плоскости, соотношение целого и детали, значение каждого изображаемого предмета (фрагмента) в раскрытии замысла композиции); •использовать в работе разные художественные материалы: краски (гуашь, акварель), графические материалы (карандаши простые и цветные, тушь, пастель, восковые мелки, фломастеры и др.), пластилин и глину, готовые объёмные формы; применять коллажные техники; •использовать в качестве средств выражения при создании объёмных работ соотношения пропорций, освещение, цветовые отношения (изображения с натуры, по представлению, по памяти); •строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы; •характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства; •передавать с помощью света характер формы и настроение в композиции натюрморта; •владеть опытом создания натюрморта графическими средствами и простой гравюры с помощью наклеек на картоне; •выражать в натюрморте собственное настроение и переживания с помощью цвета; •различать и характеризовать виды портрета; • понимать и характеризовать основы изображения головы человека; • пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; •называть имена выдающихся русских и зарубежных художников-портретистов и определять их произведения. • понимать специфику изображения в полиграфии; • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.; • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое); •называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков; •называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII—XIX веков; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники; •применять творческий опыт разработки художественного проекта — создания композиции на определённую тему; •узнавать и элементарно описывать различные стили и направления в изобразительном искусстве; • соотносить наиболее известные стили в искусстве с конкретным историческим периодом: Древний мир, Античность, Средневековье, эпоха Возрождения, Новое время, Новейшее время; • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века; • узнавать, характеризовать, находить черты художественных направлений в искусстве XIX и XX веков; • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков; • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры; • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественнотворческой деятельности, создавать выразительные образы; •понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм; • называть имена российских художников (А. Я. Головин, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский). Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»: • владеть приёмами передачи наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения в композиции; • различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); • характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры; • рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании целостного образа народа и образа национальной истории; • называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения; • высказывать своё мнение о роли монументальных памятников в жизни общества; • рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны; •описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвящённые Великой Отечественной войне; • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века; • владеть культурой зрительского восприятия; •характеризовать и анализировать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна; •понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал; •называть особенности архитектурно-художественных стилей разных эпох; • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры; • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого; • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды; •представлять и использовать в практической деятельности особенности формообразования — объёмные формы в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); •ориентироваться в разнообразии стилей и направлений живописи и архитектуры XVIII— XIX веков; • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII—XIX веков; • характеризовать признаки и особенности московского барокко; • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII—XIX веков и характеризовать их произведения; • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства; • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры; • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф. О. Шехтель. А. Гауди. Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография» (вариативный): •понимать основы сценографии как вида художественного творчества; • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения; • понимать изобразительную природу экранных искусств; • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа; • называть имена мастеров российского кинематографа. С. М. Эйзенштейн. А. А. Тарковский. С. Ф. Бондарчук. Н. С. Михалков; • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа.