аннотация к программе математика 5 классы

Аннотация к рабочей программе предмета «Математика»
Рабочая программа учебного предмета «Математика» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «Математика» для учащихся 5 классов
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
− федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 №
273-ФЗ (п.6 ст.28);
− федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации №287 от
31.05.2021);
− примерной рабочей программы по математике на уровне основного общего
образования для 5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена
решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
− программы «Математика» для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных
школ авторов: А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Д.А.Номировский,Е. В.
Буцко.
Цели обучения математики:
• формирование центральных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих
преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
• подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира, понимание математики как части общей
культуры человечества;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления,
интереса к изучению математики;
• формирование
функциональной
математической
грамотности:
умения
распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в
реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов,
проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке
математики и создавать математические модели, применять освоенный
математический аппарат для решения практико-ориентированных задач,
интерпретировать и оценивать полученные результаты.
• сформировать у обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя
в качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и критически
анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать
вероятностный характер многих реальных процессов и зависимостей, производить
простейшие вероятностные расчёты.
Изучение математики направлено на реализацию следующих задач:
• систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и
письменно арифметические действия над числами, переводить практические
задачи на язык математики;
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин,
продолжения образования;

•

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых
человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных
математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности
мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической
культуры, пространственных представлений, способности к преодолению
трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального
языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части
общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии

✓

✓

✓

✓

С учётом программы воспитания МОУ ЧСОШ №1, в программе отражается
реализация воспитательного потенциала урока математики, который предполагает
использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения;
демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего
материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных
постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые
учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения
теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей,
навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании
отстаивания своей точки зрения.
Учебным планом на изучение предмета « Математика» отводится 170 часов в год, 5
часов в неделю.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
1. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Математика 5 класс.М. :Вентана-Граф

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• Патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему
российской математики, ценностным отношением к достижениям российских

•

•

•
•

•

•

•

математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладных сферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о
математических основах функционирования различных структур, явлений,
процедур гражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к
обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением
достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в
деятельности учёного.
Трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических
задач математической направленности, осознанием важности математического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с
учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому
восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению
видеть математические закономерности в искусстве.
Ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную
систему научных представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой
деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации;
овладением языком математики и математической культурой как средством
познания мира; овладением простейшими навыками исследовательской
деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный
режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); сформированностью
навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого
человека.
Экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний
для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования
поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к
действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей
компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у
других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и
компетенции из опыта других;необходимостью в формировании новых знаний, в
том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую
ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер,
корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать
риски и последствия, формировать опыт.

Метапредметные результаты:
5 класс
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают формирование базовых
когнитивных процессов обучающихся (освоение методов познания окружающего мира;
применение логических, исследовательских операций, умений работать с информацией).

Базовые логические действия:
• выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов,
понятий, отношений между понятиями; формулировать определения понятий;
устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и
сравнения;
• воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
• выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах,
данных, наблюдениях и утверждениях;
• делать выводы с использованием законов логики, умозаключений по аналогии;
• проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов,
приводить примеры и контрпримеры; обосновывать собственные рассуждения;
Базовые исследовательские действия:
• использовать
вопросы
как
исследовательский
инструмент
познания;
формулировать вопросы, аргументировать свою позицию, мнение;
• проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент,
небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта,
зависимостей объектов между собой;
Работа с информацией:
• выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию
различных видов и форм представления;
• выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи
схемами;
• оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем.
2) Универсальные коммуникативные действия обеспечивают сформированность
социальных навыков обучающихся.
Общение:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями
общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и
письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
• в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы,
решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения; сопоставлять
свои суждения с суждениями других участников диалога;
• представлять результаты решения задачи.
Сотрудничество:
• распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы;
обобщать мнения нескольких людей;
• участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые
штурмы и др.).
3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают формирование смысловых
установок и жизненных навыков личности.
Самоорганизация:
• самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть),
аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации.
Самоконтроль:
• владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения
математической задачи;
• оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям,
находить ошибку.
Предметные результаты:
5 класс
Арифметика. Числа и вычисления

•

Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами,
обыкновенными и десятичными дробями.
• Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших
случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби.
• Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей
числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой)
прямой.
• Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными
дробями в простейших случаях. 6 Выполнять проверку, прикидку результата
вычислений.
• Округлять натуральные числа.
Решение текстовых задач
• Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью
организованного конечного перебора всех возможных вариантов.
• Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость,
время, расстояние; цена, количество, стоимость.
• Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач.
• Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния,
времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие.
• Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на
столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать
данные при решении задач.
Наглядная геометрия
• Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол,
многоугольник, окружность, круг.
• Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных
геометрических фигур.
• Использовать терминологию, связанную с углами: вершина сторона; с
многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ; с окружностью: радиус,
диаметр, центр.
• Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой
бумаге с помощью циркуля и линейки.
• Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки,
строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса.
• Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их
построения, вычисления площади и периметра.
• Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных
из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге.
• Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади;
выражать одни единицы величины через другие.
• Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро
грань, измерения; находить измерения параллелепипеда, куба.
• Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться
единицами измерения объёма.
• Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических
ситуациях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».