Программа воспитания МОУЧСОШ № 1 на 21-25 учебный год (1)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Чарская средняя общеобразовательная школа № 1
(МОУЧСОШ № 1)
СОГЛАСОВАНО
педагогическим советом
МОУЧСОШ № 1
Протокол №_1_от «01» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
И.о. Директор МОУЧСОШ № 1
____________Л.Г. Карнакова
от «01»_сентября__2021 г.

ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2021-2025 гг.

с. Чара
2021 год

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2
РАЗДЕЛ I. «ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА».
2
РАЗДЕЛ II. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ»
8
РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
15
3.1. ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
15
3.1.1.Модуль «Классное руководство»
16
3.1.2.Модуль «Школьный урок»
20
3.1.3. Модуль «Курсы внеурочной деятельности и доп. образования»
21
3.1.4. Модуль «Самоуправление»
25
3.1.5.«Профориентация»
28
3.1.6. Модуль «Работа с родителями»
30
3.2. Вариативные модели
34
3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
34
3.2.2. Модуль «Организация предметно –эстетической среды»
39
3.2.3. Модуль «Детские общественные объединения»
40
3.2.4. Модуль «Экскурсии, походы»
42
3.2.5 Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
43
Раздел IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
48

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитания МОУЧСОШ № 1 (далее – Программа)
разработана в соответствии с методическими рекомендациями «Примерная
программа воспитания», утвержденной 02.06.2020 года на заседании
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с
Федеральными государственными образовательными стандартами (далее –
ФГОС) общего образования.
Данная
российским

программа
традиционным

направлена

на

приобщение

духовным ценностям,

обучающихся

правилам

и

к

нормам

поведения в российском обществе, а также решение проблем гармоничного
вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных
взаимоотношений с окружающими их людьми.
Воспитательная программа является обязательной частью основной
образовательной программы МОУЧСОШ № 1 и призвана помочь всем
участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал
совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей
организацией
Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся
личностных результатов, определенные ФГОС: формировать у них основы
российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию
и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности;
активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Программа воспитания МОУЧСОШ№1 включает четыре основных
раздела:
РАЗДЕЛ I. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Чарская средняя школа, самая старейшая школа в районе. Школа в 1939 году
была преобразована в неполную среднюю школу, а с 1963 года становится
десятилетней. До 80-х годов XX века школа была единственной средней
школой

в районе. Поэтому до 1998 года при школе был интернат, где

проживали дети из отдаленных сел и поселков района. В 1980 году школа
переехала в новое двухэтажное здание (в котором находится и по настоящее
время). Начальные классы остались учиться в старом здании, а в 1989 году к
школе была сделана пристройка, в которую пришли начальные классы. В
школе обучались и обучаются дети разных национальностей – русские и
эвенки.
Чарская школа имеет свою историю, менялись времена, традиции… По
воспоминаниям

старожил

села

«…

В

школе

изучали

домоводство,

радиотехнику. Был при школе свой метеопост (наблюдали за погодой), огород:
выращивали на нём морковь, свеклу (для интерната), цветы (для красоты).
Осенью ходили за брусникой, зимой готовили дрова на воскресниках для
школы. С начальных классов любили ходить в походы на Пески, Зарод,
старшеклассники добирались до Синельги (вездеходами). Зимой, кроме катка,
по воскресеньям все лыжники ходили кататься на трамплин. Школьники
помогали окучивать и убирать картофель в колхозе «Красный Таёжник»,
ходили туда строем, с песней, по лесной дороге…». У каждого поколения
чарцев своё детство, отрочество, юность и очень важно, чтобы то светлое,
доброе, что было заложено в детстве, в школе, помогало им по жизни.
Историческое

прошлое Чары отдаляется

от нас с каждым

годом,

десятилетием, но истоки села, его жизнь мы должны помнить.
МОУЧСОШ № 1 осуществляет сотрудничество со следующими организациями
в Каларском районе: МУК Каларская

МЦБ, Национальный парк «Кодар»,

Каларский историко-краеведческий музей, МУК Каларский межпоселенческий
центральный дом культуры (МЦДК), ОМВД России по Каларскому району
Забайкальского края, МЧС России, Центральная районная больница Каларского
района, образовательные учреждения Каларского района.

Процесс воспитания в МОУЧСОШ № 1 основывается на следующих
принципах:
- Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности
и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о
ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации;
-

Совместное решение личностно и общественно значимых проблем -

личностные и общественные проблемы являются основными стимулами
развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса
развития личности обучающегося, организация основных совместных дел
обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и
взрослых, и обучающихся;
- Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания
различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе
базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не
шаблонности воспитания как условия его эффективности;
- Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включены в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности,
в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые
ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего
образовательного
организации

учреждения,

всего

социально-педагогического

педагогического
партнерства

коллектива

является

в

ведущей,

определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и
социализации

обучающихся

в

учебной,

вне

учебной,

внешкольной,

общественно значимой деятельности;
- Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через
создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и
педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными
делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;

- Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определенный
идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности
воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В
нашей школе формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для
подражания в рамках гражданско - патриотического воспитания, музейной
педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные
приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала;
- Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами
равноправного

межсубъектного

диалога:

подростка

со

сверстниками,

родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
-

Психологическая

комфортная

среда

-

ориентир

на

создание

в

образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных
эмоций

и

доверительных

отношений,

конструктивного

взаимодействия

школьников и педагогов;
- Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне
учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного
поведения,

особое

значение

для

духовно-нравственного

развития

обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения.
Основными традициями воспитания в МОУЧСОШ № 1 являются
следующие:
- Ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция
воспитательных усилий педагогов;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное
проведение и коллективный анализ их результатов;
- ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до
участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или
иного дела);

конструктивное

-

межличностное,

межклассное

и

межвозврастное

взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентация на формирование, создание и активизацию ученического
самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание
детских общественных формирований в рамках реализации подпрограмм
«Время выбрало нас» и «Лестница моего успеха», на установление в них
доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- формирование корпуса классных руководителей, реализующего по
отношению

к

обучающимся

защитную,

личностно

развивающую,

организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов)
функции и т.д.
Основными традициями воспитания в МОУЧСОШ № 1 являются ключевые
общешкольные

традиции,

через

которые

осуществляется

интеграция

воспитательных усилий педагогов и учащихся:
1.
приобщение

Традиция «Зеленая неделя первоклассника» - приветствие и
первоклассников

к

всеобщему

школьному

братству,

с

заключительным праздником «Посвящение в первоклассники»;
• Традиция «Золотая неделя выпускника» - прощание с выпускниками школы,
вручение памятных подарков, сюрпризов, слов благодарности; традиция
«День открытых дверей» - дни для посещения школы родителями (в рамках
открытых уроков) и гостей (в рамках экскурсионных маршрутов по школе);
• Традиция «День рождения школы» - каждый класс готовит сюрприз для своей
школы и учителей в любом креативном формате;
• «День Учителя» - поздравление учителей от администрации школы,
родителями и учащимися.
• Традиция «Рукопожатие» – второклассники предоставляют своѐ место
первоклассникам и обмениваются рукопожатиями.

• Традиция «Доброе дело» – значимые дела каждый год дарит каждый
обучающийся классу, школе, окружающим;
• Традиция ежегодный конкурс «Класс года».
• Традиция

«Наставничество»

-

десятиклассники

–

наставники

первоклассников, опытные педагоги – наставники молодых и начинающих
педагогов;
• Традиция «Забота» - старшие заботятся о малышах, все заботятся о пожилых
людях, ветеранах, о детях-сиротах, инвалидах.
• «Новогодний марафон» - включающий яркие творческие идеи от оформления
и подарков, до незабываемых спектаклей для всех возрастов.
• «А ну-ка, парни!», «А ну-ка, девочки!»
• «Последний звонок» - это праздник выпускников, в котором принимает
участие вся школа.
С 2018 года в рамках воспитательной работы в МОУЧСОШ №1 реализуются
проект «Всероссийского военно-патриотического общественного движения
«Юнармия», юный инспектор дорожного движения «ЮИД». На базе
учреждения функционирует школьная служба примирения под руководством
социально-психологической службы школы.
РАЗДЕЛ II. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Современный
российской

национальный

идеал

общеобразовательной

личности,

школе,

–

воспитанной

это

в

новой

высоконравственный,

творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества
как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей
страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Исходя из этого, общей целью воспитания в МОУЧСОШ № 1 является
формирование

у

обучающихся

духовно-нравственных

ценностей,

способности к осуществлению ответственного выбора собственной

индивидуальной образовательной траектории, способности к успешной
социализации в обществе.
Данная цель ориентирует педагогов, в первую очередь, на обеспечение
позитивной динамики развития личности ребенка, а не только на обеспечение
соответствия его личности единому стандарту. Сотрудничество, партнерские
отношения педагога и обучающегося, сочетание усилий педагога по развитию
личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию - являются
важным фактором успеха в достижении поставленной цели в связи с этим
важно.
Достижению

поставленной

цели

воспитания

обучающихся

будет

способствовать решение следующих основных задач:
• поддерживать традиции образовательной организации и инициативы по
созданию

новых

в

рамках

уклада

школьной

жизни,

реализовывать

воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
• реализовывать воспитательный потенциал и возможности школьного урока,
поддерживать использование интерактивных форм занятий с обучающимися
на уроках;
• инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне
школы, так и на уровне классных сообществ; их коллективное планирование,
организацию, проведение и анализ самостоятельно проведенных дел и
мероприятий;
• инициировать

и

поддерживать

деятельность

детских

общественных

организаций (РДШ);
• вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы,
объединения,

работающие

по

школьным

студии и иные

программам

внеурочной

деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
• организовывать профориентационную работу с обучающимися;
• реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,

поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы,
укрепление коллективных ценностей школьного сообщества;
• развивать предметно-эстетическую среду школы и реализовывать ее
воспитательные возможности, формирование позитивного уклада школьной
жизни и положительного имиджа и престижа Школы;
• организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным
особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые
приоритеты, соответствующие трем уровням общего образования. Это то,
чему предстоит уделять первостепенное, но не единственное внимание:
1.

В

воспитании

детей

младшего

школьного

возраста

(уровень

начального общего образования) таким целевым приоритетом является
создание благоприятных условий для:
• усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний
основных норм и традиций того общества, в котором они живут,
• самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе
школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к
носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения
школьника
• развития умений и навыков социально значимых отношений школьников
младших классов и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел в дальнейшем.
К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся
следующие:

• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом
(сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших
членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу,
помогать старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как
в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до
конца;
• знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, поселок,
свою страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в
классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по
возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц
в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
• проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать
спорные вопросы, не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить
знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ
жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь
прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать
нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной
национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного
положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в
чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и
проявлять

инициативу,

отстаивать

свое

мнение

и

действовать

самостоятельно, без помощи старших.
В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного

2.

общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных
условий для:
•

становления собственной жизненной позиции подростка, его собственных

ценностных ориентаций;
•

утверждения себя как личность в системе отношений, свойственных

взрослому миру;
•

развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего,

ценностных отношений:
•

к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его

счастья;
•

к

благополучия

труду

как

человека,

основному
залогу

его

способу

достижения

успешного

жизненного

профессионального

самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
•

к своему отечеству, своей малой и большой Родине, как месту, в

котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана
ему предками и которую нужно оберегать;
•

к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее

существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны
человека;
•

к миру как главному принципу человеческого общежития,

условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в
будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
•

к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему

будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного
труда;
•

к культуре как духовному богатству общества и важному условию

ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение,
музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
•

к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его

хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
•
как

к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
равноправным

социальным

партнерам,

с

которыми

необходимо

выстраивать доброжелательные и взаимно поддерживающие отношения,
дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства
одиночества;
•

к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и

самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
3.

В воспитании детей юношеского возраста (уровень среднего общего

образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий
для:
- приобретения школьниками опыта осуществления социально значимых дел,
жизненного

самоопределения,

выбора

дальнейшего

жизненного

пути

посредствам реальный практический опыт, который они могут приобрести, в
том числе и в школе, в то числе:
•

опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и

близких;
•

трудовой опыт при реализации проектов, направленных на

улучшение школьной жизни;
•

опыт управления образовательной организацией, планирования,

принятия решений и достижения личных и коллективных целей в рамках
ключевых компетенций самоуправления;

•

опыт дел, направленных на пользу своей школе, своему родному

городу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской
позиции;
•

опыт природоохранных дел;

•

опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций;

•

опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения

научных исследований, опыт проектной деятельности;
•

опыт создания собственных произведений культуры, опыт

творческого самовыражения;
•

опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других

людей;
•

опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или

пожилых людях, волонтерский опыт;
•

опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого

самовыражения и самореализации.
Работа педагогов МОУЧСОШ № 1 по реализации данной программы,
направленная на достижение поставленной цели, позволит обучающему
получить необходимые социальные навыки, которые помогут ему лучше
ориентироваться

в

сложном

мире

человеческих

взаимоотношений,

эффективнее налаживать коммуникацию с окружающими, увереннее себя
чувствовать во взаимодействии с ними, продуктивнее сотрудничать с людьми
разных возрастов и разного социального положения, смелее искать и находить
выходы из трудных жизненных ситуаций, осмысленнее выбирать свой
жизненный путь в сложных поисках счастья для себя и окружающих его людей.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе
интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет
эффективным
школьников.

способом

профилактики

антисоциального

поведения

РАЗДЕЛ III. «ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках
следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них
представлено в соответствующем модуле.
3.1.

ИНВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ

Инвариантными модулями здесь являются:
«Классное руководство»,
«Школьный урок»,
«Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»,
«Работа с родителями»,
« Самоуправление»,
«Профориентация».
«Вариативные модули» :
«Ключевые общешкольные дела»,
«Организация предметно-эстетической среды»,
«Волонтерская деятельность»
«Экскурсии, походы»,
«Безопасность

жизнедеятельности

(пожарная

безопасность,

дорожная

безопасность, информационная безопасность, профилактика экстремизма и
терроризма, профилактика распространения инфекционных заболеваний».
Модули в Программе воспитания располагаются в соответствии с их
значимостью

в

системе

воспитательной

работы

школы.

Деятельность

педагогических работников

МОУЧСОШ№1 в рамках комплекса модулей

направлена на достижение результатов освоения Основной образовательной
программы начального и основного общего образования.
3.1.1. Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагог организует:
•

работу с классным коллективом;

•

индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса;

•

работу с учителями, преподающими в данном классе;

•

работу с родителями учащихся или их законными

представителями
Работа с классным коллективом:
•

инициирование, мотивация и поддержка участия класса в

общешкольных

ключевых

делах,

осуществление

педагогического

сопровождения и оказание необходимой помощи детям в их подготовке,
проведении и анализе;
•

педагогическое сопровождение ученического самоуправления

класса, детской социальной активности, в том числе и РДШ;
•

поддержка

детских

инициатив

и

их

педагогическое

сопровождение;
•

организация

и

проведение

совместных

дел

с

учащимися

вверенного ему класса, их родителей; интересных и полезных для личностного
развития

ребенка

патриотической,

(интеллектуально-познавательной,
героико-патриотической,

трудовой,

гражданскоспортивно-

оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной и
др. направленности),позволяющие:
•

вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым

дать им возможность самореализоваться в них;
•

установить и упрочить доверительные отношения с учащимися

класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в
обществе;
•

проведение

классных

часов

как

часов

плодотворного

и

доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах
уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции
каждого

ребенка

в

беседе,

предоставления

школьникам

возможности

обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
сплочение коллектива класса через:
•

игры и тренинги на сплочение и командообразование, развитие

самоуправленческих начал и организаторских, лидерских качеств, умений и
навыков: Веселые стары, «А ну-ка, мальчики!» и др.;
•

походы и экскурсии, организуемые классными руководителями

совместно с родителями;
•

празднование в классе дней рождения детей, включающие в себя

подготовленные микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки
и розыгрыши и т. д.;
•

регулярные внутри классные «огоньки» и творческие дела,

дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в
жизни класса.
•

мотивация исполнения существующих и выработка совместно с

обучающимися новых законов класса, помогающих детям освоить нормы и
правила общения, которым они должны следовать в школе в рамках уклада
школьной жизни.
Индивидуальная работа с учащимися:

•

изучение особенностей личностного развития учащихся класса

через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в
специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих
ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с
преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со
школьным психологом;
•

поддержка ребенка в решении важных для него жизненных

проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями,
выбор профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.),
когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу
для школьника, которую они совместно стараются решить;
•

индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на

заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои
учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе
индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале
каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и
неудачи;
•

мотивация ребенка на участие в жизни класса, школы, на участие

в общественном детском/молодежном движении и самоуправлении;
•

мотивация школьников совместно с учителями-предметниками на

участие в конкурсном и олимпиадном движении;
•

коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его

родителями или законными представителями, с другими учащимися класса;
через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в
классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:

•

регулярные консультации классного руководителя с учителями-

предметниками,

направленные

на

формирование

единства

мнений

и

требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение
и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
•

проведение

мини-педсоветов,

направленных

на

решение

конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на
школьников;
•

привлечение учителей к участию во внутри классных делах,

дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников,
увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
•

привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса

для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
•

регулярное информирование родителей о школьных успехах и

проблемах их детей, о жизни класса в целом;
•

помощь родителям школьников или их законным представителям

в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителямипредметниками;
•

организация родительских собраний, происходящих в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
•

создание и организация работы родительских комитетов классов,

участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов
воспитания и обучения их детей;
•

привлечение

членов

семей

школьников

к

организации

и

проведению дел класса;
•

организация на базе класса семейных праздников, конкурсов,

соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
3.1.2. Модуль «Школьный урок»

Реализация

школьными

педагогами

воспитательного

потенциала

урока

предполагает следующее:
•

установление доверительных отношений между учителем и его

учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований
и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке
информации, активизации их познавательной деятельности;
•

побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые

нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками
(обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации через
знакомство и в последующем соблюдение «Правил внутреннего распорядка
обучающихся»;
•

привлечение внимания школьников к ценностному аспекту

изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке
социально

значимой

информацией

–

инициирование

ее

обсуждения,

высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
•

использование

воспитательных

возможностей

содержания

учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе, анализ поступков людей,
исторических судеб, комментарии к происходящем в мире событиям,
проведение Уроков мужества;
•

применение на уроке интерактивных форм работы учащихся:

интеллектуальных,

деловых,

ситуационных

игр,

стимулирующих

познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;

•

включение

в

урок

игровых

процедур,

которые

помогают

поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных

отношений

в

классе,

помогают

установлению

доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация предметных недель для обучающихся с целью развития
познавательной и творческой активности, инициативности в различных сферах
предметной деятельности, раскрытия способностей обучающихся с разными
образовательными потребностями и индивидуальными возможностями;
•

организация

шефства,

наставничества

мотивированных

и

эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего
школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
•

инициирование и поддержка исследовательской деятельности

школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести
навык

самостоятельного

решения

теоретической

проблемы,

навык

генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.
3.1.3. Модуль. «Курсы внеурочной деятельности»
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного
процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности
осуществляется преимущественно через:
•

вовлечение школьников в интересную и полезную для них

деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней,
приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего
личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия

в социально значимых делах;
•

формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-

взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими
позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
•

создание в детских коллективах традиций, задающих их членам

определенные социально значимые формы поведения;
•

поддержку школьников с ярко выраженной лидерской позицией и

установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых
традиций;
•

поощрение

педагогами

детских

инициатив

и

детского

самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее
видов.
Познавательная

деятельность.

направленные

передачу

на

Курсы

школьникам

внеурочной
социально

деятельности,

значимых

знаний,

развивающие их любознательность, расширяющие их кругозор, позволяющие
привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим,
гуманитарным

проблемам

нашего

общества,

формирующие

их

гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие
благоприятные условия для самореализации школьников, направленные на
раскрытие их творческих способностей, которые помогут им в дальнейшем
принести пользу другим людям или обществу в целом; формирование чувства
вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное

общение.

Курсы

внеурочной

деятельности,

направленные на развитие коммуникативных и лидерских компетенций
школьников, проектного мышления, воспитание у них культуры общения,
развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и

отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов
людей, на развитие самостоятельности и ответственности школьников.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности,
направленные на воспитание у школьников любви к своему краю, культуре,
природе, его истории, чувства гордости за свою малую Родину и Россию.
Спортивно-оздоровительная

деятельность.

Курсы

внеурочной

деятельности, направленные на физическое развитие школьников, пропаганду
физической культуры и спорта, развитие их ценностного отношения к своему
здоровью, мотивацию и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание
силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
развитие творческих способностей школьников, воспитание у них трудолюбия
и уважительного отношения к физическому труду, формирование у них
навыков само обслуживающего труда.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на
раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников,
развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Виды внеурочной деятельности

Способ

реализации,

программа
Туристско-краеведческая
-

направлена

на

«Моя малая Родина»

воспитание

у

школьников любви к своему краю,
его истории, культуре, природе, на
развитие

самостоятельности

ответственности
формирование

и

школьников,
у

них

самообслуживающего труда

навыков

Социальное творчество

«Здорово быть здоровым»

- направлено на формирование и

«Дорогою добра»

развитие социально-адаптированной
личности, способной противостоять

«Я принимаю вызов»

жизненным трудностям, негативным
факторам жизни.
Проблемно-ценностное общение

«Этика»

Направлено

«Этика

на

развитие

коммуникативных
школьников,

компетенций

воспитание

у

них

культуры общения, развитие умений

поведения

и

общения»
«Этика. Азбука добра»

слушать и слышать других, уважать
чужое мнение и отстаивать свое
собственное, терпимо относиться к
разнообразию взглядов людей.
Познавательная

«Решение

- направлена на передачу школьникам
социально-значимых

знаний,

повышенной сложности по
геометрии»

развивающие их любознательность,

«Финансовая

позволяющие привлечь их внимание к

грамотность»

экономическим,

политическим,

экологический,

гуманитарным

проблемам

нашего

общества,

«Хочу все знать!»
«Секреты орфографии»

формирующие их гуманистическое
мировоззрение и научную картину

«Речевое развитие»

мира.
Художественное творчество
-

направлено

на

раскрытие

«В гостях у сказки»
их

задач

творческих

способностей,

формирование
умения

чувства

ценить

вкуса

прекрасное,

и
на

воспитание ценностного отношения
школьников к культуре и их общее

«Волшебный карандаш»
«Чему

природа

учит

человека»
«Мир глазами художника»

духовно-нравственное развитие
Игровая
-

Ситуационные и ролевые

направлена

творческого,

на

раскрытие

умственного

и

игры, викторины, квесты и
др.

физического потенциала школьников,
развитие

у

них

конструктивного

навыков

общения, умений

работать в команде
Спортивно-оздоровительная

Спортивные секции:

- направлена на физическое развитие

«Волейбол», «Баскетбол»,

школьников, развитие их ценностного

«Футбол»,

отношения

борьба»,

побуждение
жизни,

к
к

своему

здоровью,

здоровому

воспитание

ответственности,

силы

образу
воли,

«Вольная
спортивные

состязания, праздники и
др.

формирование

установок на защиту слабых
Трудовая

Акции «Трудовой десант»,

- направлена на развитие творческих
способностей

школьников,

воспитание у них трудолюбия и
уважительного
физическому труду

отношения

к

«Чистый двор»

3.1.4. Модуль «Самоуправление»
Поддержка детского ученического самоуправления в школе помогает
педагогам

воспитывать

ответственность,

в

детях

трудолюбие,

инициативность,

чувство

собственного

самостоятельность,
достоинства,

а

школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и
самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни.
Поскольку учащимся не всегда удается самостоятельно организовать свою
деятельность, то классные руководители должны осуществлять педагогическое
сопровождение на уровне класса, а на уровне школы назначается куратор
развития ученического самоуправления.
Основная цель модуля «Самоуправление

- воспитание в детях чувства

ответственности, развитие мотивации к саморазвитию, формирование активной
жизненной позиции, помощь в определении и развитии новой роли в социуме.
Получая какое-либо поручение, ребенок испытывает новые, необычные для
него ощущения – он чувствует себя нужным, важным, так как он чем-то
полезен. Данное ощущение помогает развиваться, не останавливаться перед
трудностями. Данный модуль подразумевает формирование и развитие
организаторских способностей, коммуникативных навыков, ответственности и
уважения к окружающим. В соответствие с данным модулем необходимо
создать условия для выявления, поддержки и развития управленческих
инициатив обучающихся, принятия совместных со взрослыми решений, а также
для включения обучающихся школы в вариативную коллективную творческую
и

социально-значимую

деятельность.

Участие

в

самоуправлении

даёт

возможность подросткам попробовать себя в различных социальных ролях,
получить

опыт

конструктивного

общения,

совместного

преодоления

трудностей, формирует личную и коллективную ответственность за свои

решения и поступки.
Ученическое самоуправление в МОУЧСОШ № 1 осуществляется следующим
образом.
На уровне школы:
•

через деятельность выборного Совета старшеклассников, в состав

которого входят: Председатель и заместитель Совета старшеклассников школы,
лидеры ученического самоуправления 8-11 классов, создаваемого для учета
мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и
принятия административных решений, затрагивающих их права и законные
интересы;
• через деятельность Совета старост. Задача данного Совета: распространение
значимой для обучающихся информации, взаимодействия с классными
руководителями, Администрацией школы.
•

через работу постоянно действующих секторов по направлениям

деятельности,

инициирующих

и

организующих

проведение

личностно

значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, фестивалей,
капустников, флешмобов и т.п.), отвечающих за проведение тех или иных
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т. п.
На уровне классов:
•

через деятельность выборных Советов класса, представляющих

интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его
работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных
руководителей;
•

через

деятельность

выборных

органов

самоуправления,

отвечающих за различные направления работы класса.
• через

распределение

экспедиций, походов и др.

обязанностей

между

обучающимися

во

время

Уровень классных коллективов формируется и реализуется в каждом
ученическом классе. Данный уровень самоуправления дает обучающимся
возможность раскрыть свои личностные качества, получить опыт реализации
различных социальных ролей в процессе разработки плана классных дел,
подготовки и организации разнообразных событий класса.
На

этом

уровне

самоуправления

решаются

следующие

задачи:

под

руководством классного руководителя создается модель самостоятельной
деятельности по реализации инициатив обучающихся; создаются условия для
выявления и реализации творческого потенциала обучающихся; воспитывается
личная и коллективная ответственность за выполнение порученных дел.
На индивидуальном уровне:
•

через вовлечение школьников с 1 по 11 класс в деятельность

ученического самоуправления: планирование, организацию, проведение и
анализ общешкольных и внутри классных дел;
•

через

реализацию

обучающимися,

взявшими

на

себя

соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в
классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т. п.
Содержание деятельности органов школьного ученического самоуправления
разного уровня находит отражение в плане внеурочной деятельности.
Возможно, к ежегодным мероприятиям, реализуемым обучающимися на
разных уровнях самоуправления, будут относится: организация встреч с
интересными людьми

, школьных конференций

поддержание порядка и

чистоты в учебных классах, школе, создание ландшафтного дизайна на
пришкольной территории, интеллектуально-спортивных конкурсов, проведение
социальных акций «Делай добро», «Помоги другу» и др.
Поскольку обучающимся 5-9 классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время
может

трансформироваться

(посредством

введения

функции

педагога-

куратора) в детско-взрослое самоуправление.
Соуправление в начальной школе осуществляется следующим образом:
На уровне школы:
• через чередование традиционных поручений, создаваемого для участия
каждого школьника по вопросам участия в делах школы и соуправления
(«Совет

дела»),а

также

взаимодействие

с

вожатыми-волонтерами

старшеклассниками.
• через деятельность вожатых-волонтеров, объединяющих инициативных
обучающихся
школьников

классов

для

информации

облегчения
и

распространения

получения

обратной

связи

значимой
от

для

классных

коллективов;
На уровне классов:
• через деятельность «Совета дела» представляющего интересы класса в
общешкольных

делах

и

призванного

информировать

об

основных

общешкольных делах.
На индивидуальном уровне:
• через чередование традиционных поручений, наставничество, вовлечение
младших школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
общешкольных и внутриклассных дел;
• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль,
функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной
комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.1.5. Модуль «Профориентация»
Совместная

деятельность

«профориентация»

включает

педагогов
в

себя

и

школьников

по

направлению

профессиональное

просвещение

школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации,

организацию

профессиональных

проб

школьников.

Задача

совместной

деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному
выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая

профориентационно

значимые

проблемные

ситуации,

формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его
профессиональное

самоопределение,

позитивный

взгляд

на

труд

в

постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и
вне профессиональную составляющие такой деятельности.
Эта работа осуществляется через:
•

профориентационные

часы

общения,

направленные

на

подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
•

профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты,

решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять
определенную

позицию),

расширяющие

знания

школьников

о

типах

профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той
или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;
•

экскурсии

на

предприятия

Каларского

округа,

дающие

школьникам начальные представления о существующих профессиях и
условиях работы людей, представляющих эти профессии;
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору
профессий,
(http://metodkabinet.ru/,http://мойориентир.рф/https://proektoria.online/news/projec
tnews/prodolzhenie_cikla_vserossijskih_otkrytyh_urokov/ и др.), прохождение
профориентационного

онлайн-тестирования

(https://proforientator.ru/tests/;

https://postupi.online/ и др.;
•

участие в работе всероссийских профориентационных проектов,

созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных

задач, участие

в мастер-классах, посещение цикла

открытых уроков

«ПроеКТОрия» (https://proektoria.online/), «Навигатор» (https://navigatоr.ru/), во
Всероссийском проекте «Урок цифры», который развивает интерес школьников
к программированию и др.;
•

индивидуальные консультации психолога для школьников и их

родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе
выбора ими профессии;
•

освоение школьниками основ профессии в рамках различных

курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу
школы, или в рамках курсов дополнительного образования: «Основы
финансовой грамотности» - 6-7 классы, «Я выбираю профессию» - 9 классы,
«Индивидуальный учебный проект» - 10 классы.
3.1.6. Модуль «Работа с родителями»
Работа

с

родителями

(законными

представителями)

обучающихся

осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое
обеспечивается согласованием позиций семьи и образовательной организации в
данном вопросе.
Виды и формы деятельности в работе с родителями:
На школьном уровне:
•

общешкольный

родительский

комитет,

участвующий

в

управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и
социализации их детей;
•
возрастных

родительские круглые столы, на которых обсуждаются вопросы
особенностей

детей,

формы

и

способы

доверительного

взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары с
приглашением специалистов;

•

родительские дни, во время которых родители могут посещать

школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
•

общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся;
•

семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать

ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей,
социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания детей;
•

социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие

родителей (законных представителей) вопросы, а также осуществляются
виртуальные консультации психологов и педагогов.
На уровне класса:
•

классный родительский

комитет, участвующий

в решении

вопросов воспитания и социализации детей их класса;
•

родительские дни, во время которых родители могут посещать

школьные учебные и внеурочные занятия для получения представления о ходе
учебно-воспитательного процесса в образовательной организации;
•

классные родительские собрания, происходящие в режиме

обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания, обучающихся
класса;
•

социальные сети и чаты, в которых обсуждаются интересующие

родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогов.
На индивидуальном уровне:
•

работа специалистов по запросу родителей для решения острых

конфликтных ситуаций;

•

«Совет отцов», нацеленный на укрепление связи семьи и школы в

деле воспитания, обучения и профилактики негативных проявлений среди
воспитанников и обучающихся; укрепление института семьи, возрождение и
сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.
•

участие родителей в педагогических советах, собираемых в случае

возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием
конкретного ребенка;
•

помощь со стороны родителей в подготовке и проведении

общешкольных

и

внутри

классных

мероприятий

воспитательной

направленности;
•

индивидуальное

консультирование

c

целью

координации

воспитательных усилий педагогов и родителей (законных представителей).
Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Родительские тренинги

Общеклассные и общешкольные

Дискуссии

конференции
Индивидуальные консультации
педагога
Посещения на дому

Психологические разминки
Круглые столы
Устные журналы
Практикумы
Родительские вечера
Родительские чтения
Родительские ринги
День открыты дверей

Формы психолого-педагогического просвещения:
- Университет педагогических знаний (такая форма помогает вооружить
родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными
вопросами воспитания детей).
- Лекция (форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы
воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций).
- Практикум (форма выработки у родителей педагогических умений по
воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических
ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей).
- Индивидуальные тематические консультации (обмен информацией, дающей
реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его
проблемах).
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия
классного руководителя с семьей. Для того чтобы преодолеть беспокойство
родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить
индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к
консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые
помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная
консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать
созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен
дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы
познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные
сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;

– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
- Посещение семьи (индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство
с условиями жизни).
- Родительское собрание (форма анализа, осмысления на основе данных
педагогической науки опыта воспитания).
Общешкольные

родительские

собрания,

родительские

конференции

–

проводятся не менее 2 раз в год.
Цель:

знакомство

с

нормативно-правовыми

документами,

проблемами,

основными направлениями, задачами, итогами работы.
Тематика

таких

собраний

носит

характер

отчета

работы

школы

за

определенный период времени. На них выступают директор, его заместители,
педагоги. Общешкольное родительское собрание, родительскую конференцию
можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в
семье.
3.2.

Вариативные модели

3.2.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела

–

это

главные традиционные общешкольные

дела,

мероприятия, организуемых педагогами для детей и которые обязательно
планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно с детьми. Это
комплекс коллективных творческих дел, объединяющих учеников вместе с
педагогами в единый коллектив. В этих делах и мероприятиях принимает
участие большая часть школьников.

Ключевые дела способствуют интенсификации общения детей и взрослых,
ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе.
Вовлечение

обучающихся

в

ключевые

общешкольные

мероприятия

способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогическими работниками
и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
Данный модуль школьной программы воспитания раскрывает уникальность
гуманистической воспитательной системы школы, в основе которой находится
продуктивно-трудовая деятельность обучающихся, учителей, родителей и
представителей

социума,

их

гражданственность,

инициативность,

ответственность, коллективизм, целеустремленность.
Задача возрождения национальных традиций, воспитание духовной культуры,
привитие любви к своей малой Родине через осознание корней истории своего
села – важнейший приоритет воспитательной системы школы. Реализация
ежегодных

ключевых

дел,

жизнедеятельность

разновозрастных,

разнопоколенных сообществ – реальное партнерство субъектов воспитания в
рамках гуманистической воспитательной системы «Школа – социокультурный
центр села».
Механизмами усиления воспитательного потенциала выступают ключевые
общешкольные дела на нескольких уровнях.
На внешкольном уровне:
•

Социальные проекты.

•

спортивные

состязания:

соревнования

по

футболу,

баскетболу,

легкоатлетический кросс, турслет.
•

акции: «Бессмертный полк», «Письмо ветерану», «Георгиевская ленточка»,

«Обелиск»; «Подарок ветерану».
•

праздники: «День села», Конкурс патриотической песни, «Новый год».

•

Наши школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня,

ключевые дела адаптированы применительно к нашей сельской школе и
направлены на воспитание жизнеспособной личности, трудоспособной,
социально активной, умеющей и желающей строить свою жизнь на селе,
трудиться на благо села, заряженной патриотизмом по отношению к малой
Родине, с чувством ответственности за нее.
Задача непростая и решать ее можно только всем миром, сельским социумом.
За этим наша особая миссия школы – социокультурного центра села,
ориентированная на достижение цели на основе совместных усилий семьи,
школы, социума в целом.
На школьном уровне:
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие дела и
мероприятия (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.),
связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами,
как на уровне школы, так и
которых

участвуют

все

на уровне поселка, региона, России, в

классы

школы.

Ежегодно

проводимые

мероприятия: «День самоуправления», «День матери», «Новый год»,
«День Защитника Отечества», связанные со значимыми для детей и
педагогов знаменательными датами, в которых участвуют все классы
школы;
• День

Учителя

(поздравление

учителей,

концертная

программа,

подготовленная обучающимися, проводимая в актовом зале при полном
составе учеников и учителей Школы);
• День самоуправления в День Учителя (старшеклассники организуют
учебный процесс, проводят уроки, общешкольную линейку, следят за
порядком в школе и т.п.);
• праздники, концерты, конкурсные программы в Новогодние праздники,
Осенние праздники, День матери, 8 Марта, День защитника Отечества,

День Победы, выпускные вечера, «Первый звонок», «Последний звонок» и
др.;
• Предметные недели (литературы, русского и английского языков;
математики, физики, биологии и химии; истории, обществознания и
географии; начальных классов);
• Торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся
на следующую ступень образования, символизирующие приобретение
ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную
идентичность детей:
• «Посвящение в пятиклассники»;
• «Посвящение в старшеклассники»;
• «Первый звонок»;
• «Последний звонок».
• Церемонии награждения (по итогам года) школьников и педагогов за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы:
• ежемесячные общешкольные линейки (по понедельникам) с вручением
грамот и благодарностей;
• награждение на торжественной линейке «Последний звонок» по итогам
учебного года «Лучший ученик года», похвальными листами и грамотами
обучающихся, а также классов, победивших в конкурсе «Лучший класс
школы».
Это способствует поощрению социальной активности детей, развитию
позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками,
формированию чувства доверия и уважения друг к другу.
На уровне классов:
•

выбор и делегирование представителей классов в общешкольные

органы

самоуправления,

ответственных

за

подготовку

общешкольных

в

реализации

общешкольных

ключевых дел;
•

участие

школьных

классов

ключевых дел;
•

проведение

в

рамках

класса

итогового

анализа

детьми

общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела;
•

участие в организации и проведении

мероприятий и

дел,

направленных на сплочение класса, на реализацию плана деятельности
выборного органа ученического самоуправления класса.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в
одной

из

возможных

исполнителей,

для

ведущих,

них

ролей:

сценаристов,

декораторов,

музыкальных

постановщиков,
редакторов,

корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за
приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и
анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и
младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним,
через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы
стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем
ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей
работы.

3.2.4. Модуль «Организация предметно - эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МОУЧСОШ № 1, при
условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир обучающегося,
способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу
психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые
ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы.
Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы
с предметно-эстетической средой школы как:
•

оформление интерьера школьных помещений и их периодическая

переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения
негативных установок школьников на учебные и вне учебные занятия;
•

размещение на стенах образовательной организации регулярно

сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им
реализовать

свой

художественного

творческий
стиля,

потенциал,

знакомящего

картин

школьников

определенного

с

разнообразием

эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях,
происходящих в образовательной организации (проведенных ключевых делах,
интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми ит.п.);
•

озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, аллей,

оборудование спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных
для

обучающихся

рекреационных

зон,

разных

возрастных

позволяющих

категорий,

разделить

оздоровительно-

свободное

пространство

образовательной организации на зоны активного и тихого отдыха;
•

благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными

руководителями вместе с обучающимися своих классов, позволяющее им
проявить свои фантазию и творческие способности и создающее повод для

длительного общения классного руководителя со своими детьми;
•

событийный дизайн – оформление пространства проведения

конкретных событий образовательной организации (праздников, церемоний,
торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций
и т. п.);
•

совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой

школьной символики (флаг школы, гимн школы, эмблема школы, логотип,
элементы школьного костюма и т.п.), используемой в рамках образовательной
организации, как в повседневности, так и в торжественные моменты жизни – во
время праздников, торжественных церемоний, ключевых общешкольных дел и
иных происходящих в жизни организации знаковых событий;
•

регулярная организация и проведение конкурсов творческих

проектов по благоустройству различных участков пришкольной территории;
•

акцентирование внимания обучающихся посредством элементов

предметно-эстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для
воспитания ценностях образовательной организации, ее традициях, правилах.
3.2.3. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе МОУЧСОШ № 1 детское общественное объединение –
это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное
по инициативе обучающихся и взрослых, объединившихся на основе общности
интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного
объединения. Его правовой основой является Федеральный закон от 19 мая
1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (ст.5). В школе действует
общественные организации «ЮНАРМИЯ», «ЮИДД» - (юные инспекторы
дорожного движения), которые осуществляют свою деятельность через:
•

утверждение

и

последовательную

реализацию

в

детском

общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих
органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору
объединения;

ротация

состава

выборных

органов

и

т.п.),

дающих

обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского
поведения;
•

организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся

возможность

получить

важный

для

их

личностного

развития

опыт

деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу
в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение
сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других.
•

клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов

детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления
объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, совместного
празднования знаменательных для членов объединения событий;
•

проведение мероприятий в начальной школе, реализующие идею

популяризации

деятельности

детского

общественного

объединения,

привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов,
театрализаций и т.п.);
•

поддержку и развитие в детском объединении его традиций и

ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его
членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении
(реализуется посредством введения особой символики детского объединения,
проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения,
создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных
сетях,

организации

проведения

деятельности

традиционных

пресс-центра

огоньков

–

формы

детского

объединения,

коллективного

анализа

проводимых детским объединением дел);
• участие членов детского общественного объединения в волонтерских
акциях.
Основными формами деятельности членов «ЮНАРМИИ», «ЮИДД» являются:
• участие в днях единых действий и в совместных социально значимых
мероприятиях;

• коллективно-творческая деятельность, забота о старших и младших;
• информационно-просветительские мероприятия;
• разработка и поддержка инициативных проектов обучающихся;
• организация наставничества «Дети обучают детей» и др..
3.2.4. «Экскурсии, походы»
Экскурсии,

походы, помогают школьнику расширить свой кругозор,

получить новые знания об окружающей его социальной, культурной,
природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней,
приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных
внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в походах, создаются благоприятные
условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности,
формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их
инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному
использованию

своего

времени,

сил,

имущества.

Эти

воспитательные

возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности
традиционные экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах
их классными руководителями и родителями школьников.
• многодневные
дополнительного

походы,

организуемые

образования

и

совместно

с

учреждениями

осуществляемые

с

обязательным

привлечением школьников к коллективному планированию (разработка
маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов),
коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания),
коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов
работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному
анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра
и всего похода - по возвращению домой).
• турслет с участием команд, сформированных из педагогов, детей и
родителей школьников, включающий в себя, например: соревнование по

технике пешеходного туризма, соревнование по спортивному ориентированию,
конкурс на лучшую топографическую съемку местности, конкурс знатоков
лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской
песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную
эстафету;
• летний выездной палаточный лагерь, ориентированный на организацию
активного отдыха детей, обучение навыкам выживания в дикой природе,
закаливание (программа лагеря может включать мини-походы, марш-броски,
ночное ориентирование, робинзонады, квесты, игры, соревнования, конкурсы).
3.2.5. Модуль «Безопасность жизнедеятельности»
Модуль

«Безопасность

жизнедеятельности»

реализуется

через

систему

классных часов, общешкольных мероприятий, индивидуальные беседы.
Для каждого класса разработан перечень классных часов в рамках данного
модуля представленный в и индивидуальных планах воспитательной работы.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы
работы:
• «Уроки

доброты»,

классные

часы,

интерактивные

игры

для

формирования толерантного отношения друг к другу, умения дружить,
ценить дружбу;
• Интерактивные беседы для формирования у обучающихся культуры
общения (коммуникативные умения), формирование умение высказывать
свое мнение, отстаивать его, а также признавать свою неправоту в случае
ошибки;
• Реализация интегрированной программы «Мой выбор», направленной на
позитивное отношение к ЗОЖ;
• Реализация программ дополнительного образования направленных на
формирование ценностного отношения к своему здоровью, расширение

представления учащихся о здоровом образе жизни формировать
потребность в соблюдении правил здорового образа жизни, о здоровом
питании, необходимости употребления в пищу. продуктов, богатых
витаминами, о рациональном питании.
На индивидуальном уровне:
• Консультации, тренинги, беседы, диагностику.
• Выявление факторов, оказывающих отрицательное воздействие на
развитие личности и способствующие совершению им правонарушений.
• Помощь в личностном росте, помощь в формировании адекватной
самооценки, развитие познавательной и нравственно-эстетической и
патриотической культуры, в формировании навыков самопознания,
развитии

коммуникативных

и

поведенческих

навыков,

навыков

саморегуляции и др.
• Социально-психологические мониторинги с целью раннего выявления
проблем.
• Психодиагностическое

обследование

ребенка:

определение

типа

акцентуаций характера, уровня познавательного развития, выявление
интересов

ребенка,

уровня

тревожности,

особенности

детско-

родительских отношений и др.
• Организация психокоррекционной работы.
• Оказание помощи в профессиональном самоопределении.
Формирование

опыта

безопасного

поведения

-

важнейшая

сторона

воспитания ребенка. Сегодня слабая подготовка младших школьников в
вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной
безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового
образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и
гибели детей.

Процесс

формирования

опыта

безопасного

поведения

у

младших

школьников является важным этапом в развитии ребенка. Осуществление же
данного процесса воспитания будет более продуктивным при включении
учеников младшего звена в разнообразные формы внеклассной и учебной
деятельности.
В МОУЧСОШ № 1 по обеспечению безопасности проводится работа по
следующим направлениям:
• антитеррористическая защищенность и противодействие терроризму;
• предупреждение

и

ликвидация

последствий

ЧС

природного

и

техногенного характера;
• противопожарная безопасность и электробезопасность;
• предупреждение

травматизма,

соблюдение

внутреннего

режима и

поддержание общественной дисциплины;
• профилактика детского дорожного травматизма;
• интернет безопасность.
Работа школы по обеспечению личной безопасности обучающихся:
1.Профилактика детского дорожного травматизма:
• для учащихся 1-11 классов организованы инструктажи «Переходим улицу,
перекресток», беседы «Правила езды на велосипеде», «Дорожные знаки»,
«Предупредительные сигналы водителей»; «Соблюдение правил движения
велосипедистами».
• проведение

бесед

на

темы:

«Дежурные

ситуации

и

подростковый

травматизм». «Дорожные правила - закон улиц и дорог».
• взаимодействие в сотрудники ГИБДД в организации мероприятий по
профилактике ДТП с обучающимися школы.
• оформление информационного стенда по безопасности дорожного движения.

2. Информационная безопасность детей:
• организация просветительской работы с детьми и их родителями (законными
представителями) по повышению культуры информационной безопасности
путем реализации программ и проведения мероприятий.
• оказание методической поддержки для педагогических работников школы,
посвященной вопросам организации защиты детей от видов информации,
распространяемой посредством сети «Интернет», причиняющей вред здоровью
и (или) развитию детей, а также не соответствующей задачам образования.
3. Антитеррористическая безопасность ГО и ЧС:
• проведение инструктажей, бесед по противодействию терроризму среди
педагогов.
• проведение инструктажей с учащимися 7-11 классов по темам «Действия при
обнаружении подозрительных взрывоопасных предметов», «Действия при
угрозе террористического акта», «Правила поведения и порядок действий, если
вас захватили в заложники».
• организация

пропускного

режима,

дежурства

администрации,

педагогического персонала по школе;
• распространение памяток и инструкций по противодействию экстремизму и
терроризму педагогами среди учащихся.
• проверка контент-фильтров в компьютерной сети школы администратором.
• проведение мероприятий по профилактике экстремизма и поведению в
экстремальных ситуациях среди учащихся 7-11 классов (акции, «Месячники
безопасности», «Недели против терроризма», классные часы, тематические
уроки).
• проведение акции среди учащихся 7-11 классов «Телефон доверия».
• проведение тематических родительских собраний.
• организация взаимодействия с правоохранительными органами, органами
местного самоуправления, вспомогательными структурами и общественными

организациями, приглашение работников ГИБДД проведения лекций, бесед,
разъяснения

прав

и

обязанностей

учащихся

с

освещением

вопросов

противодействия экстремизму и терроризму.
4. Пожарная безопасность:
• тренировки эвакуации: октябре и марте;
• систематизирование знаний учащихся о причинах возникновения пожаров,
подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей;
• формирование у школьников навыков безопасного поведения в быту, чувства
повышенной опасности при обращении с огнем и электроприборами;
соблюдение техники безопасности при обращении с ними;
• обучение на уроках ОБЖ и классных часах правилам поведения на пожаре;
• формирование навыков общения с дежурным по пожарной части в
экстремальной ситуации;
• проведение в течение года занятий–практикумов по работе с огнетушителями
с сотрудниками и учащимися, практические занятия по отработке эвакуации;
• оформление уголка по пожарной безопасности (план эвакуации при
возникновении ЧС, инструкция, по пожарной безопасности, определяющая
действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации детей и
людей из здания школы, памятки для сотрудников и учащихся по пожарной
безопасности, плакаты, знакомящие с работой огнетушителей, мероприятия по
пожарной безопасности, номера телефонов пожарной охраны и дежурного по
чрезвычайным ситуациям)
• регулярное

обучение мерам пожарной безопасности обучающихся и

работников школы.
РАЗДЕЛ IV «Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по
выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления

основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой МОУЧСОШ №1 с
привлечением

(при

необходимости

и

по

самостоятельному

решению

администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ
воспитательной работы в образовательной организации, являются:
• принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа,
ориентирующий

экспертов

на

уважительное

отношение,

как

к

воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный
процесс;
• принцип

приоритета

ориентирующий

анализа

экспертов

на

сущностных
изучение

не

сторон

воспитания,

количественных

его

показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие
деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и
педагогами;
• принцип

развивающего

характера

осуществляемого

анализа,

ориентирующий экспертов на использование его результатов для
совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной
постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей
воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
их совместной с обучающимися деятельности;
• принцип разделенной ответственности за результаты личностного
развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что
личностное развитие школьников – это результат как социального
воспитания (в котором образовательная организация участвует наряду с
другими социальными институтами), так и стихийной социализации и
саморазвития обучающихся.
Основными

направлениями

анализа

организуемого

в

образовательной

организации воспитательного процесса могут быть следующие:
1.

Результаты

воспитания,

социализации

и

саморазвития

школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
динамика личностного развития обучающихся каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем
директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его
результатов на заседании методического объединения классных руководителей
или педагогическом совете образовательной организации.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде
существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось
решить за минувший учебный год,; какие проблемы, решить не удалось и
почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать
педагогическому коллективу.
2.

Состояние организуемой в школе совместной деятельности

детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является
наличие в образовательной организации интересной, событийно насыщенной и
личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе,
классными руководителями, активом старшеклассников и представителями
родительских комитетов, хорошо знакомыми с деятельностью образовательной
организации и класса.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе

совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с обучающихся
и

их

родителями

(законных

представителей),

педагогами,

лидерами

ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.
Полученные

результаты

обсуждаются

на

заседании

методического

объединения классных руководителей или педагогическом совете школы.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:
• качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
• качеством совместной деятельности классных руководителей и их
классов;
• качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
• качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных
уроков;
• качеством существующего в школе ученического самоуправления;
• качеством функционирующих на базе МОУЧСОШ № 1

отряда

«ЮНАРМИИ», «ЮИД»;
• качеством проводимых в школе экскурсий, походов;
• качеством профориентационной работы образовательной организации;
• качеством организации предметно-эстетической среды школы;
• качеством

взаимодействия

образовательной

организации

и

семей

обучающихся.
Итогом самоанализа организуемой в МОУЧСОШ №1 воспитательной работы
является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать
педагогическому коллективу, и проект направленных на это управленческих
решений.

Список используемой литературы
1.
Алиева Л.В., Беляев Г.Ю., Круглов В.В. Специфика методики воспитания
в деятельности детского общественного объединения // Сборник научных трудов
международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в
информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the
Information Age”) (EEIA – 2018) / Подред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт
стратегии развития образования РАО», 2018. 933 с. С.765-773.
2.
Круглов В.В. Взаимоотношения субъектов образовательного процесса как
условие эффективности непрерывного образования/Круглов В.В. // Непрерывное
образование: эффективные практики и перспективы развития Материалы I
Международной научно-практической конференции. М.: МГПУ, 2018, С. 66-71.
(РИНЦ)
3.
Круглов В.В. На полпути к вершине. Методические материалы для
руководителей детских общественных объединений. Издание второе – М.:
Московский городской педагогический университет, ООО «А – Приор», 2018.
4.
Лизинский В.М. Организация самоуправления в школе/ В.М. Лизинский //
Завуч. Управление современной школой, 2018, № 7, С. 56-61.
5.
Родичев Н. Ф. Формирование профессионального самоопределения
обучающихся в условиях непрерывного образования /С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев //
Профессиональное и высшее образование: вызовы и перспективы развития. Под
редакцией С.Н. Чистяковой, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Поду
6.
Степанов П.В. Воспитательная деятельность как система /П.В. Степанов //
Отечественная и зарубежная педагогика, 2018, № 4, Т.1. – С. 67-76. (ВАК).
7.
Шустова И.Ю. Роль детско-взрослой общности в воспитании российской
идентичности школьников / И.Ю. Шустова // Школьная идентичность ребенка:
ответственность школы за формирование достоинства, гражданственности,
патриотизма: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической
конференции (23 ноября 2017 г.) / сост.: Т.В. Дьячкова, Л.В. Заика Тула: ГОУ ДПО ТО
«ИПК и ППРО ТО», 2018, С. 228-236
ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули):
Сборник /Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова,
И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии
развития образования Российской академии образования», 2020.
© ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии
образования», 2020.
© Селиванова Н.Л., Степанов П.В., Круглов В.В., Парфенова И.С., Степанова И.В.,
Черкашин Е.О., Шустова И.Ю.
© Авторы модулей, 2020.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».