Утверждаю: Директор МОУЧСОШ № 1 ____________Кочижова Е.А. Приказ № 32/3 – О от 02.05.2023 года ПОЛОЖЕНИЕ о постановке на внутришкольный учет и снятии с внутришкольного учета обучающихся МОУЧСОШ № 1 I. Общие положения: Положение о внутришкольном учете (далее – Положение) подготовлено на основании следующих нормативных правовых актов: • Конституцией РФ; • Семейным кодексом РФ • Федеральными законами: • от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; • от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних» в редакции от 24.04.2020г.; • локальными нормативными актами и уставом организации. Положение регламентирует порядок постановки на учет, снятия с учета и ведения учета отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся, подлежащих учету, в МОУ Чарская СОШ» (далее – Школа). 1.2 Основные цели и задачи по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются Целью данного документа является: формирование полной и достоверной информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, обеспечение ею внутренних и внешних пользователей, а также анализ и использование данной информации для принятия управленческих решений, направленных на организацию защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики совершения ими правонарушений, устранение причин и условий, способствующих их безнадзорности и правонарушениям. Задачи: • обеспечение выявления несовершеннолетних, нуждающихся в оказании помощи, социально-педагогической реабилитации, организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий; • систематизация информации о несовершеннолетних, подлежащих учету, необходимой для организации индивидуальной профилактической работы, деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - профилактика); • обеспечение анализа информации о несовершеннолетних, подлежащих учету; • определение оснований и приоритетных направлений плановой работы по профилактике и индивидуальной профилактической работе; • обеспечение контроля и оценки эффективности деятельности по профилактике и индивидуальной профилактической работе; • предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; • выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. (в ред. Федерального закона от 07.06.2017 N 109-ФЗ). 1.3 Внутришкольный учет. Внутришкольный учёт - совокупность действий организации, совершаемых с использованием средств автоматизации или без таковых, по учету информации о несовершеннолетних обучающихся, имеющих основания для постановки на такой учет, установленные настоящим положением. Учет может вестись в форме электронного и письменного банка данных или журналов учета с оформлением дел на каждого обучающегося. В формах учета отражается в том числе информация о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета. 1.4 В Положении применяются следующие понятия: • несовершеннолетний обучающийся с девиантным поведением физическое лицо, не достигшее возраста 18 лет, осваивающее образовательную программу, в отношении которого в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" проводится или может проводиться индивидуальная профилактическая работа; • девиантное поведение - устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией; • персонифицированный учет несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением - совокупность действий (операций), совершаемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием электронных средств автоматизации или без использования таких средств с данными о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение. • безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или)содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц; • беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или)места пребывания; • несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; (в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ) • антиобщественные действия действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц • семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; (в ред. Федерального закона от 01.12.2004 N 150-ФЗ) • индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий; • профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении; Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к коррекции несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних , обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних. II Категории несовершеннолетних, подлежащих учету в образовательной организации 2.1 В образовательных организациях учету подлежат следующие категории несовершеннолетних, отнесенные к категориям лиц, предусмотренным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ, п.14 Федерального закона N 120-ФЗ, поставленные на учет с согласия директора, нуждающиеся в социально-педагогической реабилитации, оказании иных видов помощи, организации с ними работы по предупреждению совершения ими правонарушений и (или) антиобщественных действий в отношении которых органы и учреждения системы профилактики проводят индивидуальную профилактическую работу: • контроль за поведением, которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц (безнадзорные), в том числе, если данные несовершеннолетние не имеют места жительства и (или) места пребывания (беспризорные); • занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством; • употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию; • совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; • совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, то есть до 16-летнего возраста; • освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; • совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством; • обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно- процессуальным кодексом Российской Федерации (например, подписка о невыезде, личное поручительство, присмотр за несовершеннолетним обвиняемым, залог); • условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; • которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора; • освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации; • осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; • осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы. • При организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением следует учитывать положения пункта 3 статьи 5, Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, который дает право органам, осуществляющим управление в сфере образования, и организациям, осуществляющим образовательную деятельность, с согласия их руководителя, проводить индивидуальную профилактическую работу с лицами, не указанными в пунктах 1 и 2 статьи 5 Федерального закона в соответствии со ст. 14 от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ. • вовлеченные в криминальные субкультуры, объединения антиобщественной направленности; • проявляющие признаки девиантного, деструктивного поведения, аутоагрессии; • систематически пропускающие по неуважительным причинам занятия в Школе; • систематически (неоднократно в течение шести месяцев) допускающие неисполнение или нарушение устава Школы, Правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов Школы; • совершившие самовольные уходы из семей и иные. содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации; • отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях III Основания для учета несовершеннолетних в ОО. 3.1. Основания для постановки на внутришкольный учѐт учащегося: Основания для постановки на внутришкольный учѐт несовершеннолетних исходят из статьи 5, Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: • Учет включает осуществление обработки (получение, сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение)), использования, передачи (распространение, предоставление, доступ), обезличивания, блокирования, удаления, уничтожения данных о несовершеннолетнем и организации индивидуальной профилактической работы в его отношении, в том числе с использованием информационных систем. • Основаниями для постановки на учет несовершеннолетних, являются сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, об отнесении их к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120- ФЗ, и (или) постановление территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручением об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего. • Основанием для учета несовершеннолетних, является решение Совета профилактики Школы, утвержденное директором. IV Основания для постановки на внутришкольный учѐт семьи, в которой родители (законные представители) не исполняют обязанности В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними. - не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей. - злоупотребляют наркотиками и спиртными напитками; -отрицательно влияют на поведение несовершеннолетних, вовлекают их в противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространение и употребление наркотиков, спиртных напитков т.д.). - допускают в отношении своих детей жестокое обращение. V Порядок учета несовершеннолетних в образовательных организациях профилактической работы Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением при наличии одного из следующих документов: а) заявление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по вопросам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики; б) приговор, определение или постановление суда; в) постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел; г) документы, определенные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ, как основания помещения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики; д) заключение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений. 5.1. документы поступившие в школу из органов и учреждений системы профилактики сведения об отнесении несовершеннолетних к категориям лиц, установленным пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120ФЗ, постановления территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с поручениями об организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних В целях обеспечения коллегиальности выработки перечня эффективных профилактических и реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетнего полученное представление о необходимости учета несовершеннолетнего рассматривается Советом профилактики Школы. 5.2. Социальный педагог в срок не более десяти дней с момента регистрации информации в Школе: • вносит сведения об обучающемся в электронный список учета отдельных категорий несовершеннолетних обучающихся, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в Школе ; • направляет в территориальную (муниципальную) комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав предложения в рамках компетенции и имеющихся в Школе возможностей для включения в межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы, утверждаемые территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (в случае их разработки). 5.3. В случае поступления в Школу информации о выявлении несовершеннолетних, указанных в подпункте пункта 2.1 Положения, в случае непосредственного выявления сотрудниками Школы указанных несовершеннолетних социальный педагог, педагог-психолог Школы либо классный руководитель обучающегося несовершеннолетнего направляют директору или в Совет профилактики обоснованное представление о необходимости учета несовершеннолетнего (приложение 1 ). 5.4. Представление о необходимости учета несовершеннолетних рассматривается директором или Советом профилактики не позднее 10 дней с момента его получения. 5.5. По результатам рассмотрения указанного представления может быть вынесено одно из следующих решений: • об учете несовершеннолетнего и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием; • о нецелесообразности учета несовершеннолетнего; • о нецелесообразности учета несовершеннолетнего и об организации контроля за его поведением со стороны классного руководителя, иного педагога образовательной организации (куратора). 5.6. В случае принятия решения о постановке несовершеннолетнего на учет и организации с ним индивидуальной профилактической работы, направленной на устранение причин, послуживших его основанием информация о несовершеннолетнем, подлежащем учету, передается социальному педагогу или лицу, ответственному за ведение учета, для внесения в список учета. 5.7. Решение Совета профилактики оформляется в виде протокола заседания. 5.8. Решение об учете несовершеннолетнего в срок не более трех рабочих дней с момента осуществления учета доводится до сведения: • родителей (законных представителей) несовершеннолетнего (Приложение 2); • классного руководителя несовершеннолетнего обучающегося в устной форме; • территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; иных органов и учреждений системы профилактики (при выявлении необходимости организации взаимодействия). 5.9. В отношении несовершеннолетних, в отношении которых поступило решение о постановке на внутришкольный учет из КДН и ЗП индивидуальная профилактическая работа осуществляется Школой во взаимодействии с иными органами и учреждениями системы профилактики согласно межведомственным планам (программам) индивидуальной профилактической работы, утвержденным территориальной (муниципальной) комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, или в рамках исполнения постановлений территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей. 5.10. В отношении несовершеннолетних, указанных в подпункте пункта 2.0 Положения индивидуальная профилактическая работа, направленная на устранение причин, послуживших основанием для их учета, проводится согласно индивидуальному плану профилактической работы, утвержденным директором. По инициативе Школы также в индивидуальной профилактической работе могут участвовать иные органы и учреждения системы профилактики. 5.11. В отношении всех категорий несовершеннолетних, подлежащих учету в образовательной организации, формируются электронные и в случае наличия текстовые наблюдательные дела. К наблюдательному делу несовершеннолетнего приобщаются: • документы, содержащие сведения, послужившие основанием для учета несовершеннолетнего Приложение № 4; • сведения об информировании родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о постановке его на учет • акты обследования условий жизни несовершеннолетнего • характеристики несовершеннолетнего от классного руководителя, • планы, программы и иные документы индивидуального планирования работы в отношении несовершеннолетнего, ежеквартально актуализируемые; • результаты диагностик, анкетирования, тестирования несовершеннолетнего; • рекомендации педагога-психолога классному руководителю, социальному педагогу, педагогам по работе с несовершеннолетним, сведения об их реализации; • отчеты, служебные записки, докладные сотрудников образовательной организации и иные документы, свидетельствующие о проводимойс несовершеннолетним работе; • сведения об организации воспитательной работы, общественно-полезной, культурно-досуговой деятельности, кружковой занятости несовершеннолетнего в образовательной организации, организациях дополнительного образования и иных, участии в деятельности детских и молодежных общественных организаций, движений, ученическом самоуправлении; • сведения об оказании в рамках межведомственного взаимодействия различных видов помощи несовершеннолетнему органами и учреждениями системы профилактики; • сведения о принятых решениях, примененных мерах воздействия в отношении несовершеннолетнего по итогам рассмотрения материалов на заседаниях территориальной (муниципальной) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; • документы, свидетельствующие о возможности снятия обучающегося с учета в образовательной организации (ходатайства о снятии с учета); • иные документы, необходимые для организации работы с несовершеннолетним. VI. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы: Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающими с девиантным поведением определяются органами, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных Законодательством Российской Федерации. Вместе с тем, следует обратить внимание, что в случае, если индивидуальная профилактическая работа проводится на основании заявления несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей, она может быть прекращена также на основании заявления указанных лиц VII Основания для снятия с внутришкольного учета учащегося. Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации (например, советом профилактики, педагогическим советом), что обусловлено пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ • позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации); • окончание обучения в образовательной организации; • перевод в иную образовательную организацию; • достижение возраста 18 лет; • сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении). VIII. Ответственность за организацию и ведение внутришкольного учета 8.1. Ответственность по ведению учета, а также формированию наблюдательных дел, несовершеннолетних, подлежащих учету (при их наличии), возлагается приказом директора на заместителя директора по воспитательной работе, а в случаях его отсутствия, иным лицом (социальным педагогом, классными руководителями), на которое руководителем образовательной организации возложены обязанности по ведению учета. 8.2. Ответственность за взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних возлагается приказом директора на социального педагога. 8.3. Контроль за ведением учета, оценка эффективности деятельности по профилактике, индивидуальной профилактической работе осуществляется руководителем образовательной организации, а также лицом, на которое руководителем образовательной организации возложены указанные обязанности. Приложение № 1 к Положению « О постановки на внутришкольный учет и снятию с внутришкольного учета» Заявление на постановку на внутришкольный учет (детей и семей) Председателю «Совета профилактики» Ф.И.О. от классного руководителя класса Заявление на постановку учащегося класса на внутришкольный учет. Прошу рассмотреть на Совете профилактике факты нарушения Правил внутреннего распорядка учеником класса , года рождения. Проблема учащегося Меры, их результаты, принятые классным руководителем по устранению нарушений Правил внутреннего распорядка для обучающихся МОУЧСОШ № 1 Дата Подпись / / Приложение № 2 к Положению « О постановки на внутришкольный учет и снятию с внутришкольного учета» Уведомление родителей о постановке на ВШУ ученика РОДИТЕЛЯМ класса, МОУЧСОШ № 1 Ф.И.О. родителей ОФИЦИАЛЬНОЕ УВЕДОМЛЕНИЕ О постановке на внутришкольный учет Вашего ребенка 20 Директор школы Социальный педагог и) М.П. « » года в связи с (указать причины). / подписи) / подпис 20 , ученика(цы) класса с « (подпись) (расшифровка (подпись)(расшифровка _» г. Линия отрыва С уведомлением о постановке моего (сына, дочери), ( фамилия, имя) Ученика (цы) класса « » на внутришкольный профилактический учет ознакомле на ознакомле н « (подпись) (Ф.И.О. родителя) (подпись) (Ф.И.О. родителя) / / » 20 г. Приложение № 3 К Положению « О постановки на внутришкольный учет и снятию с внутришкольного учета» Выписка из заседания Совета профилактики о снятии с внутришкольного учета учащегося № от 202 г На основании заявления классного руководителя «о снятии со внутришкольного учета», рассмотренного на заседании Совете Профилактики МОУЧСОШ № 1 и принятого решения: Снять с профилактического учета учащегося, поставить на внутришкольный учет учащегося (нужное подчеркнуть) класса МОУЧСОШ № 1 Секретарь Совета профилактики