Аннотация к рабочей программе по предмету «История» Рабочая программа учебного предмета «История» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «История» для обучающихся 5 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: ✓ закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; ✓ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287); ✓ примерной рабочей программы по истории на уровне основного общего образования для 5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.); ✓ авторской программы «История Древнего мира » для обучающихся 5 классов общеобразовательных школ автора: Н .И. Шевченко , издательство «Просвещение» Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: • сформировать у учащихся целостное представление о всемирной истории и истории России как закономерном и необходимом периоде всемирной истории; • осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их роль в истории и культуре; • охарактеризовать наиболее яркие исторические личности, их роль в истории и культуре; • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины; • освоение знаний о важнейших событиях; • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с историческими традициями; • применение знаний и представлений о системах социальных норм и ценностей для жизни. Задачами учебного курса является: • формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации в процессе изучения историко-культурного опыта народов зарубежных стран; • овладения знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в их социальном, экономическом, политическом и духовно- нравственном контекстах; • развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия отдельных регионов мира в различные, выделять и группировать признаки исторического явления и процесса; • формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми. С учётом программы воспитания МОУ ЧСОШ №1, в рабочей программе отражается реализация воспитательного потенциала урока истории, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: ✓ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения; ✓ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; ✓ применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; ✓ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения. Учебным планом на изучение русского языка отводится 68 часов в год, 2 часа в неделю. 1. 2. Данная программа реализуется на основе УМК по предмету: История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты: ✓ в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; ✓ в сфере гражданского воспитания: осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; неприятие действий, наносящих ущерб социальной и природной среде; ✓ в духовно-нравственной сфере: представление о традиционных духовнонравственных ценностях народов России; ориентация на моральные ценности и нормы современного российского общества в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков; ✓ в понимании ценности научного познания: осмысление значения истории как знания о развитии человека и общества, о социальном, культурном и нравственном опыте предшествующих поколений; овладение навыками познания и оценки событий прошлого с позиций историзма; формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания; ✓ в сфере эстетического воспитания: представление о культурном многообразии своей страны и мира; осознание важности культуры как воплощения ценностей общества и средства коммуникации; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; уважение к культуре своего и других народов; ✓ в формировании ценностного отношения к жизни и здоровью: осознание ценности жизни и необходимости ее сохранения (в том числе — на основе примеров из истории); представление об идеалах гармоничного физического и духовного развития человека в исторических обществах (в античном мире, эпоху Возрождения) и в современную эпоху; ✓ в сфере трудового воспитания: понимание на основе знания истории значения трудовой деятельности людей как источника развития человека и общества; представление о разнообразии существовавших в прошлом и современных профессий; уважение к труду и результатам трудовой деятельности человека; определение сферы профессионально-ориентированных интересов, построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов; ✓ в сфере экологического воспитания: осмысление исторического опыта взаимодействия людей с природной средой; осознание глобального характера экологических проблем современного мира и необходимости защиты окружающей среды; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. ✓ в сфере адаптации к меняющимся условиям социальной и природной среды: представления об изменениях природной и социальной среды в истории, об опыте адаптации людей к новым жизненным условиям, о значении совместной деятельности для конструктивного ответа на природные и социальные вызовы. Метапредметные результаты 5 классов В сфере универсальных учебных познавательных действий: владение базовыми логическими действиями: ✓ систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); ✓ сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; ✓ формулировать и обосновывать выводы; владение базовыми исследовательскими действиями: ✓ определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; ✓ систематизировать и анализировать исторические факты, ✓ представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат, учебный проект и др.); работа с информацией: ✓ различать виды источников исторической информации; ✓ высказывать суждение о достоверности и значении информации источника (по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно). В сфере универсальных учебных коммуникативных действий: общение ✓ представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; ✓ участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; ✓ выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте; ✓ публично представлять результаты выполненного исследования, проекта; осуществление совместной деятельности: ✓ осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей; ✓ планировать и осуществлять совместную работу, коллективные учебные проекты по истории, в том числе — на региональном материале; ✓ определять свое участие в общей работе и координировать свои действия с другими членами команды; ✓ оценивать полученные результаты и свой вклад в общую работу. В сфере универсальных учебных регулятивных действий: ✓ владение приемами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения); ✓ владение приемами самоконтроля — осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей. ✓ В сфере эмоционального интеллекта, понимания себя и других: ✓ выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми; ✓ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности); ✓ регулировать способ выражения своих эмоций с учетом позиций и мнений других участников общения. Предметные результаты 5 класс ✓ иметь представление об основных датах, этапов и ключевых событий истории древнего мира; ✓ определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов, соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами; ✓ читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты; ✓ уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ ✓ отвечать на вопросы по содержанию исторического источника и составлять на его основе план, таблицу, схему. сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования; различать основные типы исторических источников, соотносить вещественный источник с историческим периодом, к которому он относится. различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира; выявлять сходство и различия сравниваемых исторических событий, явлений, процессов: применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.