аннотация к программе география 5

Аннотация к рабочей программе предмета «География»
Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего
образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая
программа учебного предмета «География» разработана на основании
следующих
нормативно-правовых документов и материалов:
✓ федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 № 273ФЗ (п.6 ст.28);
✓ федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (приказ Министерства просвещения от 31.05.2021 № 287 « Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»);
✓ федерального перечня учебников ( приказ Министерства просвещения от 20.05.2020
№254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»);
✓ концепции географического образования (утверждена Решением Коллегии
Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 г
✓ программы «География» для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ
авторской линии под редакцией О.А.Климановой - А.И.Алексеева.
Целями изучения дисциплины являются: формирование знаний законов и закономерностей
пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного
масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и
рационального природопользования; формирование комплексного мышления и целостного
восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания
насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к
решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических;
знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой
территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому
развитию; развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа
мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины».
Основные задачи: формирование географической картины мира и общей
культуры; формирование географического (пространственно-временного) мышления,
географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного
отношения к окружающей среде; осознание единства природы, хозяйства и населения —
идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем
экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества; воспитание любви
к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам.
С учётом программы воспитания МОУ ЧСОШ №1 в программе отражается
реализация воспитательного потенциала урока географии, который
предполагает
использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:
✓ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке
явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой

информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего
мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения;
✓ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего
материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
✓ применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
✓ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки
зрения.
Учебным планом на изучение географии отводится 34 часа, 1 час в неделю
Для реализации рабочей программы используется учебник для общеобразовательных.
учреждений География 5 класс авторов О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.;
под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2020.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в
поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию
природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное
отношение к достижениям своей Родины - цивилизационному вкладу России; ценностное
отношение к историческому и природному наследию и объектам при- родного и культурного
наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
уважениек символам России, своего края.
Гражданское воспитание: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма,
уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению
обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных
интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации,
местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития;
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно- образной совместной
деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в
гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство)
Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение
и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания
последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы
2

на основе ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с
учётом осознания последствий для окружающей среды
Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным традициям своего и других народов,
понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и
культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран
мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества
Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений географических наук об основных закономерностях развития
природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение
читательской культурой как средством познания мира для применения различных
источников географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в
географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление
совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным,
информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и
выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего
права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно
выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически
целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.
Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на
протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие
необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной
траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и
потребностей.
Экологическое воспитание: ориентация на применение географических знаний для решения
задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных
последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических
проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей
среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности.
Метапредметные результаты
5 класс
Овладение универсальными познавательными действиями:
Базовые логические действия
-устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов
и явлений, основания дляих сравнения;
-выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных
наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
-выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
3

Базовые исследовательские действия
-использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
-формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и
желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и
данное;
-самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого
наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и
выводов;
-прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и
явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды
Работа с информацией
-находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в
различных источниках географической информации;
-самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической
информации;
-оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
-систематизировать географическую информацию в разных формах
Овладению универсальными коммуникативными действиями:
Общение
-в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и
высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности
общения;
-сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
Совместная деятельность (сотрудничество)
-Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических
проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
-сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей
и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности
Овладение универсальными учебными регулятивнымидействиями:
Самоорганизация
-составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом
объекте
Самоконтроль (рефлексия)
-объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку
приобретённому опыту;
-вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся
ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
-оценивать соответствие результата цели и условиям
Принятие себя и других:
-осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
-признавать своё право на ошибку и такое же право другого.
Предметные результаты
5 класс

4

-Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых
различными ветвями географическойнауки;
-приводить примеры методов исследования, применяемыхв географии;
-выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и
фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических
открытий и важнейших географических исследований современности;
-интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических
исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках;
-различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли;
-описывать и сравнивать маршруты их путешествий;
-находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты,
позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие
знаний о Земле;
-определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам,
географические координаты по географическим картам;
-использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения
информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач;
-применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок»,
«ориентирование на местности»,
«стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и
практико-ориентированныхзадач;
-различать понятия «план местности» и «географическаякарта», параллель» и «меридиан»;
-приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы;
-объяснять причины смены дня и ночи и времён года;
-устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и
географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и
географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений;
-описывать внутреннее строение Земли;
-различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»;
-различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора;
-различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную
кору;
-показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы
рельефа Земли;
-различать горы и равнины;
-классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику;
-называть причины землетрясений и вулканических извержений;
-применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита»,
«эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач;
-применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения
познавательных задач;
-распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов
рельефообразования:
вулканизма,
землетрясений;
физического,
химического
и
биологического видов выветривания;
-классифицировать острова по происхождению;
-приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения;
-приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на
примере своей местности, России и мира;
-приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без
участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу;

5

-приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных
ископаемых в своей местности;
-представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной
форме (табличной, графической, географического описания).

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».