Аннотация к рабочей программе предмета «География» Рабочая программа учебного предмета «География» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями, утверждёнными федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Рабочая программа учебного предмета «География» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов: ✓ федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2013 № 273ФЗ (п.6 ст.28); ✓ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства просвещения от 31.05.2021 № 287 « Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»); ✓ федерального перечня учебников ( приказ Министерства просвещения от 20.05.2020 №254 « Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»); ✓ концепции географического образования (утверждена Решением Коллегии Министерства просвещения и науки РФ от 24.12.2018 г ✓ программы «География» для обучающихся 5-9 классов общеобразовательных школ авторской линии под редакцией О.А.Климановой - А.И.Алексеева. Целями изучения дисциплины являются: формирование знаний законов и закономерностей пространственно-временной организации географической оболочки и ее объектов разного масштаба (от материков до мелких ПТК), географических основ охраны природы и рационального природопользования; формирование комплексного мышления и целостного восприятия территории, знаний и понимания географических закономерностей, понимания насущных проблем взаимодействия человека и природной среды; подготовка учащихся к решению многих проблем: политических, экономических, социальных, экологических; знакомство с основными факторами, принципами и направлениями формирования новой территориальной структуры российского общества, с путями перехода России к устойчивому развитию; развитие ассоциативного мышления путем формирования географического образа мира, его крупных частей (материков и стран), своей страны и «малой родины». Основные задачи: формирование географической картины мира и общей культуры; формирование географического (пространственно-временного) мышления, географического видения глобальных и локальных проблем, деятельно-ценностного отношения к окружающей среде; осознание единства природы, хозяйства и населения — идеологии выживания человечества в единой социоприродной среде, решения проблем экологической безопасности и устойчивого развития природы и общества; воспитание любви к своему краю, своей стране, уважения к другим народам и культурам. С учётом программы воспитания МОУ ЧСОШ №1 в программе отражается реализация воспитательного потенциала урока географии, который предполагает использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся: ✓ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу, выработка своего к ней отношения; ✓ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; ✓ применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися; ✓ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки зрения. Учебным планом на изучение географии отводится 34 часа, 1 час в неделю Для реализации рабочей программы используется учебник для общеобразовательных. учреждений География 5 класс авторов О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2020. Планируемые результаты освоения учебного предмета Личностные результаты Патриотическое воспитание: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины - цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам при- родного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважениек символам России, своего края. Гражданское воспитание: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно- образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство) Духовно-нравственное воспитание: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы 2 на основе ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды Эстетическое воспитание: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практикоориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта, наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернетсреде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде. Трудовое воспитание: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Экологическое воспитание: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Метапредметные результаты 5 класс Овладение универсальными познавательными действиями: Базовые логические действия -устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания дляих сравнения; -выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи; -выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; 3 Базовые исследовательские действия -использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания; -формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; -самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов; -прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды Работа с информацией -находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации; -самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации; -оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; -систематизировать географическую информацию в разных формах Овладению универсальными коммуникативными действиями: Общение -в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; -сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; Совместная деятельность (сотрудничество) -Принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; -сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности Овладение универсальными учебными регулятивнымидействиями: Самоорганизация -составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте Самоконтроль (рефлексия) -объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту; -вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; -оценивать соответствие результата цели и условиям Принятие себя и других: -осознанно относиться к другому человеку, его мнению; -признавать своё право на ошибку и такое же право другого. Предметные результаты 5 класс 4 -Приводить примеры географических объектов, процессов и явлений, изучаемых различными ветвями географическойнауки; -приводить примеры методов исследования, применяемыхв географии; -выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, интернет-ресурсы), необходимые для изучения истории географических открытий и важнейших географических исследований современности; -интегрировать и интерпретировать информацию о путешествиях и географических исследованиях Земли, представленную в одном или нескольких источниках; -различать вклад великих путешественников в географическое изучение Земли; -описывать и сравнивать маршруты их путешествий; -находить в различных источниках информации (включая интернет-ресурсы) факты, позволяющие оценить вклад российских путешественников и исследователей в развитие знаний о Земле; -определять направления, расстояния по плану местности и по географическим картам, географические координаты по географическим картам; -использовать условные обозначения планов местности и географических карт для получения информации, необходимой для решения учебных и (или) практико-ориентированных задач; -применять понятия «план местности», «географическая карта», «аэрофотоснимок», «ориентирование на местности», «стороны горизонта», «горизонтали», «масштаб», «условные знаки» для решения учебных и практико-ориентированныхзадач; -различать понятия «план местности» и «географическаякарта», параллель» и «меридиан»; -приводить примеры влияния Солнца на мир живой и неживой природы; -объяснять причины смены дня и ночи и времён года; -устанавливать эмпирические зависимости между продолжительностью дня и географической широтой местности, между высотой Солнца над горизонтом и географической широтой местности на основе анализа данных наблюдений; -описывать внутреннее строение Земли; -различать понятия «земная кора»; «ядро», «мантия»; «минерал» и «горная порода»; -различать понятия «материковая» и «океаническая» земная кора; -различать изученные минералы и горные породы, материковую и океаническую земную кору; -показывать на карте и обозначать на контурной карте материки и океаны, крупные формы рельефа Земли; -различать горы и равнины; -классифицировать формы рельефа суши по высоте и по внешнему облику; -называть причины землетрясений и вулканических извержений; -применять понятия «литосфера», «землетрясение», «вулкан», «литосферная плита», «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения учебных и (или) практикоориентированных задач; -применять понятия «эпицентр землетрясения» и «очаг землетрясения» для решения познавательных задач; -распознавать проявления в окружающем мире внутренних и внешних процессов рельефообразования: вулканизма, землетрясений; физического, химического и биологического видов выветривания; -классифицировать острова по происхождению; -приводить примеры опасных природных явлений в литосфере и средств их предупреждения; -приводить примеры изменений в литосфере в результате деятельности человека на примере своей местности, России и мира; -приводить примеры актуальных проблем своей местности, решение которых невозможно без участия представителей географических специальностей, изучающих литосферу; 5 -приводить примеры действия внешних процессов рельефообразования и наличия полезных ископаемых в своей местности; -представлять результаты фенологических наблюдений и наблюдений за погодой в различной форме (табличной, графической, географического описания). 6