аннотация к программе биология 5

Аннотация к рабочей программе по предмету «Биология»
Рабочая учебная программа учебного предмета «Биология» для учащихся 5 классов
разработана на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
˗ федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(п.6 ст.28);
˗ федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования(приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №
287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования»);
˗ примерной рабочей программы по биологии на уровне основного общего образования для
5-9 классов общеобразовательных организаций (одобрена решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол 3/21 от 27.09.2021г.);
˗ Рабочей программы воспитания.
Рабочая программа направлена на формирование естественно-научной грамотности
учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе
учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым,
личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных
связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования .
Учебный предмет «Биология» развивает представления о познаваемости живой
природы и методах её познания, он позволяет сформировать систему научных знаний о живых
системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях .
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
•
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
•
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
•
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе и организма человека;
•
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
•
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;
•
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного
здоровья и охраны окружающей среды .
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
•
приобретение знаний обучающимися о живой природе, закономерностях
строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов; человеке как
биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности
людей;
•
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;

•
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
•
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды
С учётом программы воспитания МОУ ЧСОШ №1, в рабочей программе отражается
реализация воспитательного потенциала урока биологии, который
предполагает
использование различных видов и форм деятельности, ориентированной на целевые
приоритеты, связанные с возрастными особенностями обучающихся:
✓ привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений,
организацию их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией –
инициирование её обсуждения, высказывания обучающимися своего мнения по её поводу,
выработка своего к ней отношения;
✓ демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующего материала
для работы на уроке, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
✓ применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных
игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра,
где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий,
которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной
работе и взаимодействию с другими обучающимися;
✓ инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках
реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст
обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической
проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык
публичного выступления перед аудиторией, аргументировании отстаивания своей точки
зрения.
Учебным планом на изучение биологии отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Программа реализована по следующему УМК:
5 класс :В.В.Пасечник, «Биология. Введение в биологию. 5 класс», М: «Дрофа», 2020
год.

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
Патриотическое воспитание:
✓ отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки.
Гражданское воспитание:
✓ готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении исследований и
проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи.
2

Духовно-нравственное воспитание:
✓ готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и норм
экологической культуры;
✓ понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине и
биологии.
Эстетическое воспитание:
✓ понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности.
Ценности научного познания:
✓ ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
✓ понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
✓ развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности. Формирование культуры здоровья:
✓ ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни
(здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм, сбалансированный режим
занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
✓ осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
✓ соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
✓ сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием.
Трудовое воспитание:
✓ активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края)
биологической и экологической направленности, интерес к практическому изучению
профессий, связанных с биологией.
Экологическое воспитание:
✓ ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
✓ осознание экологических проблем и путей их решения;
✓ готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
✓ Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
✓ адекватная оценка изменяющихся условий;
✓ принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на основании
анализа биологической информации;
✓ планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей
✓
Метапредметные результаты:
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
✓ выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
(явлений);
✓ выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов;
✓ делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений,
умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;
3

Базовые исследовательские действия:
✓ использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
✓ формировать
гипотезу
об
истинности
собственных
суждений,
аргументировать свою позицию, мнение;
✓ оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
Работа с информацией:
✓ применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной биологической задачи;
✓ оценивать надёжность биологической информации по критериям,
предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
✓ запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Универсальные коммуникативные действия
Общение:
✓ воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
✓ выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
✓ понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
✓ публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
Совместная деятельность (сотрудничество):
✓ планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с
учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),
распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых
формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
✓ выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
✓ оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
✓ сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять
готовность к предоставлению отчёта перед группой;
Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
✓ ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
✓ составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых
биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
Самоконтроль (рефлексия):
✓ владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
✓ давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
✓ оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
✓ различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
✓ ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения
другого;
4

✓ регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
✓ осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
✓ признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
✓ открытость себе и другим;
✓ осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓

✓

✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓
✓

характеризовать биологию как науку о живой природе;
называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
перечислять источники биологических знаний;
характеризовать значение биологических знаний для современного человека;
профессии, связанные с биологией (4—5);
приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л.
Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ)
учёных в развитие биологии;
иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях:
питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение,
размножение;
применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология,
экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка,
ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез,
дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда
обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с
поставленной задачей и в контексте;
различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и
ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных,
грибы, лишайники, бактерии; природные и искусственные сообщества,
взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах;
представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и
культурные;
проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану;
выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности
организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять
особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воз- душной, почвенной,
внутриорганизменной), условиях среды обитания;
приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде
обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять
значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные
экологические проблемы;
раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по
математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
5

✓ выполнять практические работы (поиск информации с использованием
различных источников;
✓ описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с
микроскопом;
✓ знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
✓ применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение,
эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические
объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение
биологических объектов;
✓ владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при
рассматривании биологических объектов;
✓ соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во
внеурочной деятельности;
✓ использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу
по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
✓ создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный
аппарат изучаемого раздела биологии.

6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».